Для тех, кому дорога история Кумыки |
КУМЫКИ Къумукъ (самоназвание). В формировании Кумыков определенную роль сыграли племена киммерийцев (до нач. VII в. дон, э.), скифов (VIII-III вв. до н. э.), позднее - тюркоязычные племена (в т. ч. кыпчаки-половцы, передавшие аборигенам свой язык) и др. Первые упоминания этнонима Кумыки, встречаются у античных авторов Плиния Старшего (I в. н, э.), Клавдия Птолемея (II в, н, э.) и др. Окончательное формирование Кумыков как этноса происходило в XII - XII вв. К XVII - XIX вв. на территории расселения Кумыков существовало несколько политических образований: Тарковское шамхальство, Мехтулинское ханство, Эндиреевское, Костекское и Аксаевское владения, южных Кумыков входили в Кайтагское уцмийство. Особое место занимал Тарковский шамхал (шавхал), которого называли валием (т. е. владетелем) Дагестана, обладавший неограниченной властью. С XVI в. устанавливаются тесные торговые и дипломатические отношения Кумыков с Россией, которые усилились с постройкой Терского города (1589г.) в устье Терека. В начале XVII в. Кумыкия была присоединена к России. После образования Дагестанской области (1860г. центрального Темир-Хан-Шура) фактически ликвидируется политическая власть шамхала и ханов; вместо прежних владений были созданы округа: из Кайтагского уцмийства и Табасарана был образован Кайтаго-Табасаранский округ, из Тарковского шамхальства, Мехтулинского ханства и Присулакского наибства - Темир-Хан-Шуринский округ Дагестанской обл., на территории Эндиреевского, Аксаевского и Костекского владений образуется Кумыкский (позднее - Хасавюртовский) округ Терской обл. Кумыки составляли основное население (более 60%) Темир-Хан-Шуринского и Хасавюртовского округов, а в Кайтаго-Табасаранском округе-ок. 15% населения. Во 2-й половине XIX в, Кумыки представляли собой относительно высоко консолидированный народ с развитыми этническими признаками: распространением единого эндоэтнонима, регулярностью торгово-экономических и культурных взаимосвязей и т. д. Процесс этнокультурной консолидации не устранил наличие этнографических групп Кумыки (буйнакские, каякентские, моздокские, хасавюртовские К.) и субэтносов (башлынцы, казанищенцы, эндиреевцы и др.), к-рые сохраняли специфические черты в культуре, быту, фольклоре и т. д. В конце XIX в. выходят первые печатные книги на кумыкском языке. Примерно с XVII в. по начало XX в. кумыкский язык служил языком межэтнического общения на Северо-Восточном Кавказе. Кумыкский язык был официальным языком переписки с русскими царями, представителями руссской администрации. Он изучался в гимназиях и училищах Владикавказа, Ставрополя, Моздока, Кизляра, Темир-Хан-Шуры и др. Из аварских, даргинских, лакских и руссских, селений к Кумыкам в семью кунаков на 2- 3 года посылали 8-10-летних мальчиков, где они обучались кумыкскому языку. С 1921г. Кумыки в составе Дагестанской АССР (с 1991г. - Респ. Дагестан). В 1950-80 х. годах крупномасштабные организованные переселения и стихийная миграция горцев на равнину привели к перенаселённости Кумыкской равнины и Приморской низменности, что обострило многие социально - экономические и национальные проблемы Дагестана. Кумыки превратились в этническое меньшинство, перед которым стояла проблема сохранения своего этнического облика. Весной 1989г. сформировалось кумыкское народное движение "Тенглик", его основной цели - провозглашение национального суверенитета Кумыков, возрождение кумыкской культуры, истории, языка и государственности в составе Федерации народов Дагестана. "Тенглик" сотрудничает с др. общественно-политическими организациями и движениями Дагестана и Кавказа. Существуют и другие общественно-политические организации К. ("Ватан", "Танг-Чолпан").
Ведущая отрасль хозяйства - земледелие. Кумыки знали трёхпольную систему земледелия с чередованием посева культур, приёмы искусственного орошения. Широко практиковалось поднятие пара. Земельные угодья были четырёх видов: пашни, сенокос, леса и пастбища. Вторую по значению отрасль нар. х-ва составляло животноводство (кр. и мелкий рог, скот, лошади), развитию которого способствовало наличие хорошей кормовой базы. Скот использовался и в качестве тягловой силы, лошадь - преимущественно для верховой езды. Характерно было разведение буйволов. Животноводство отгонное, жители Нагорного Дагестана арендовали у Кумыков зимние пастбища на равнине (кутаны). Кумыки же пользовались летними пастбищами горцев на тех же арендных условиях. Эти отрегулированные многовековые традиции во многом способствовали сложению общности экономии, интересов дагестанцев, рациональному разделению труда, исключению межэтнических конфликтов на основе земляных притязаний. Основной тип поселения - селение (юрт, кент, авул). Существовал также хуторской тип поселений, которые обычно разрастались и превращались в селения, В результате многочисленных военных событий периода арабо-хазарских войн, нашествия монголов, Кавказской войны и др. многие кумыкские поселения были уничтожены, но в большинстве своём в мирное время поселения восстанавливались. В период завоевания царской Россией и позднее на Кумыкской равнине были построены русские крепости и селения. Сюда переселялись группы ногайцев, чеченцев, аварцев, даргинцев, образуя отдельные поселения, или расселяясь в кумыкских сёлах.
Жилище Кумыков 3 основных типов:
Лёгкой нательной мужской одеждой была туникообразная рубаха и штаны. Поверх рубахи - бешмет, сшитый из темных (для зимы, для работы) и светлых (для лета) тканей. Бешмет постепенно стал заменяться Кавказской рубахой. На бешмет или рубаху надевалась черкеска, которую шили из местных или привозных полусуконных, х/б. материй, реже из белой верблюжьей шерсти. Зимой поверх бешмета или черкески надевалась овчинная шуба. Нарядные шубы шились из белых овчин молодых барашков. Богатые Кумыки носили собольи, горностаевые, хорьковые, бобровые шубы из привозных русских мехов. Верхняя традиционная одежда - бурка. Мужская обувь отличалась разнообразием: вязаные носки из шерсти, сафьяновые лёгкие сапоги, чарыки, башмаки и галоши из сафьяна или тонкой кожи на толстой подошве. Головным убором Кумыков была овчинная шапка, а также башлык, После присоединения Дагестана к России в кумыкскую среду стала проникать и привозная городская одежда европейского типа. Блюда национальной кухни: хинкал, гьалпама (хинкал из кукурузной муки), шорпа (различные супы-с фасолью, рисом, лапшой, крупой и др.), кюрзе, чуду, долма, плов, шашлык, яичница из взболтанных яиц, къувурма (бозбаш) - мясной соус, чилав (каша из риса, а также кукурузной или пшеничной крупы, сваренной на молоке или воде), тахана (жидкая каша из жареной на масле пшеничной муки) и многочисленные разновидности халвы и многое др. Большим разнообразием отличались также пироги, хлеб, оладьи, калачи, варенья, напитки и др. Чай, кофе, какао, многие спиртные напитки Кумыки заимствованы. Еще задолго до XIX в, кумыкский тухум (тайпа, къавум, джынс) претерпел глубокие изменения, хотя тухумные связи и в более поздний период продолжали играть значительную роль. В тухум входили только родственники по отцовской линии, начиная с третьего колена (обычно 100-150 человек), степень родства имела большое значение. Значит. роль играли и некровнородственные связи: аталычество (воспитание детей в чужом роду) и куначество. Общественное управление и суд Кумыков регулировались нормами адата и шариата. Существовал третейский суд. Для решения общих дел обычно созывался сход мужчин. В XIX в. основным типом семьи у Кумыков была малая семья, хотя кое-где сохранялись неразделенные семьи или семейные общины числом до 25-30 чел. Все члены семьи подчинялись главе, которым, как правило, был мужчина старший по возрасту, опытный, умелый организатор, реже - старая женщина, тоже пользовавшаяся непререкаемым авторитетом. Однако при решении важных вопросов основную роль играл семейный совет, в который входили все взрослые мужчины и некоторые старшие опытные женщины. Все имущество и продукты питания считались коллективной собственностью семьи. Собственность членов семьи состояла из имущества, перешедшего к ним по наследству и приобретенного общим трудом семьи. Личную собственность в основном имели женщины, и, как правило, она состояла из приданого. В случае раздела семьи личная собственность женщины не подвергалась дроблению. Если мужчина выступал инициатором развода, женщина получала все, что она привезла из родительского дома, и, кроме того, плату, полученную ею при вступлении в брак, Некоторыми видами имущества (мельницей, в отдельных случаях землей и т. д.) члены большой семьи продолжали владеть совместно и после ее раздела, соблюдая в пользовании ими очередность или деля доход. В отцовском доме чаще всего оставался младший из сыновей, ведя общее с родителями хозяйство. Развитие товарно-денежных отношений, крестьянская реформа привели к исчезновению больших семей. Заключение брака и развод регламенгировались шариатом. Брак заключался в 15-16 лет и старше. За невесту платили калым, часть которого у Кумыков шла в пользу родителей, другая часть - на покупку приданого. Кроме того, муж должен был платить гебингьакъ, обеспечивающий жену и детей на случай развода или смерти мужа. Обручение отмечалось в торжественной обстановке. Для скрепления принятых сторонами обязательств родителям невесты вручалась какая-нибудь ценная вещь - белги, Свадьбу Кумыки отмечали торжественно, как правило, с приглашением всех односельчан. Жених находился в доме близкого друга, где тоже происходили торжества, но в более узком кругу. Суровость нравов, аскетический, "спартанский" образ жизни традиционно не позволяли мужчине принимать участие в воспитании малолетних детей, проявлять родительские чувства. Воспитанием ребенка занималась женщина, хотя при посторонних и она не должна была его ласкать, проявлять свои чувства. Воспитание мальчиков и девочек различалось: мальчику внушалось, что он призван в будущем защищать близких, занимать независимое положение в семье и обществе, стать хорошим работником в поле и т. д. В девочке, наоборот, воспитывался покладистый характер, она приучалась к ходу за ребенком, к работе по дому, С VIII - XII вв. среди Кумыков утвердился ислам. До этого определённое распротранение получило христианство, а в среде социальной верхушки Хазарии-иудаизм. Традиционные верования у Кумыков сохранились относительно плохо. Однако фильклорно-этнографический материал позволяет говорить о поклонении кумыкских племен верховному богу Тенгири, божествам и духам Солнца, Луны, Земли, Воды и т. д. Сохранились былички, обрядовые песни о демонологических существах. Широкое распространение среди Кумыков получила мусульманская мифология, которая частично напластовалась на традиционные верования и трансформировала их. В народной медицине знахари и народные лекари применяли растения, использовали кровопускание, массаж, компрессы и др. Применялись и "магические приемы", восходящие к глубокой древности,
Значительного уровня у Кумыков достигло орнаментальное искусство (резьба по дереву, лепка из глины для оформления ниш, проемов, карнизов, каминов и др.). Оружие (кинжалы, пистолеты, сабли, ружья) украшались золотой или серебряной оправой. Женская одежда (прежде всего девочек и девушек) орнаментировалась золотыми или серебряными галунами, искусно исполненными позолоченными нагрудниками или кружевами. Сохранились памятники кумыкского фольклора [героический эпос: песни (йыр) о Минкюллю, о Карткожаке и Максуман, "Йыр о Джаватбие" и др.
Кумыкская литература начала развиваться в XIV - XV вв., однако своего значит. развития достигла в конце XVIII - XIX вв. (поэты А. Какашуринский, Иырчи Казак, М, Османов). Просветительская и революционно-демократическая литертура Кумыков представлена 3. и Н. Батырмурзаевыми, К. Джамалдином, Т.Б. Бейбулатовым, А. Акаевым, А. Дадавом и др. Среди современных писателей А.П. Салаватов, Ю. Гереев, А. Магомедов, Б. Астемиров, А. Акавов, А. Аджиев, А.В. Сулейманов, А. Анджаматов, И. Керимов, М.С. Яхьяев, М. Атабаев и др. Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Россйиская Энциклопедия 1994 |