pic-sovietlife

Для тех, кому дорога история


peopleUSSR


Игуши


pic-Ingushs


Ингуши Галгаи (самоназвание), народ в России (215,1 тыс. чел.), в т.ч. в Ингушетии и Чечне (163,8 тыс.), в Северной Осетии (32,8 тыс.) и др. Более мелкие группы живут в Казахстане (20 тыс. чел.), Средней Азии, а также на Ближнем Востоке. Общая численность более 237 тыс. чел. Вместе с чеченцами (общее самоназвание вайнах) относятся к коренному населению Северного Кавказа.
Говорят на ингушском, языке нахско-дагестанской группы северо-кавказской семьи. Распространён также русский язык.

Верующие - мусульмане-сунниты. В горах Ингуши жили отдельными обществами: Галгаевское (отсюда самоназвание И.), Цоринское, Джейраховское и Мецхальскос. Переселение на равнину начинается в XVI - XVII вв. Одним из гллавных направлений ингушской миграции с гор являлись Тарская долина и другие земли по реке Камбилеевке. Здесь не позднее конца XVII в. расположилось с. Онгушт (отсюда название Ингушей), ныне с. Тарскос Пригородного р-на Северной Осетии. Особенно интенсивным стал миграционный процесс в XIX в. В 1810г. Ингушетия вошла в состав России. В 1817г. местное население было переселено из большей части Сунженского р-на в Назрань. В 1924г. в составе РСФСР была выделена Ингушская АО, в г. Владикавказе размещался ее административный центр, в 1934г. она объединена с Чеченской АО в Чечено-Ингушскую АО, в 1936г. преобразованную в АССР. В 1944г. Ингуши вместе с чеченцами были насильственно депортированы в Среднюю Азию и Казахстан, республика упразднена. В 1957г. Чечено-Ингушская АССР восстановлена, народ вернулся на свою территорию, при этом Пригородный р-н, составляющий около половины территории плоскостной Ингушетии, остался в составе Северно - Осетинской Республики, что служит источником конфликта Ингушей с осетинами, занявшими там дома и земли. Принятие в апреле 1991г. закона "О реабилитации репрессированных народов" и само провозглашение независимости Чечни в ноябре 1991г. вызвали движение за создание самостоятельной Ингушской республики (образована в 1992г. в составе Российской Федерации). В результате вооружённого конфликта в Северной Осетии и войны в Чечне в Ингушетию въехало около 100 тыс. Ингушей.

В хозяйстве населения горной Ингушетии ведущее место занимало альпийское скотоводство (овцы, коровы, лошади, волы), сочетавшееся с земледелием (ячмень, овёс, пшеница), нущелий. Были распространены жилые, полубоевые (высота 8-10 м) и боевые (12-16 м) башенные постройки. Известны боевые башни в пять и реже шесть этажей (средняя высота 25-27 м). Возводились замковые комплексы и заградительные стены. На равнине Ингуши жили крупными селениями, вытянутыми вдоль рек и дорог. Старинное жилище - хата-мазанка, позже длинный саманный или турлучный дом, в котором помещение каждой супружеской ячейки имело отдельный выход на террасу. Рядом с комнатой главы семьи и его жены - кунацкая (гостевая комната). Современные дома - преимущественно кирпичные с черепичной или железной крышей.

Традиционная одежда Ингушей обще кавказского типа. Мужская рубаха навыпуск с воротом на пуговицах спереди, перетянутая ремнём, прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила распространение обще кавказская черкеска с газырями. Тёплая одежда - овчинная шуба и бурка. Основной головной убор - папаха конусовидной формы, войлочные шляпы. В 20-е гг. XX в. появились фуражки, иеск. позже - высокие сильно расширяющиеся кверху папахи.
Повседневная женская одежда: удлинённое платье-рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие штаны, бешмет. Повседневные головные уборы - платки и шали.

Традиционная пища Ингушей - в основном мясо-молочная и растительная. Наиболее распространены: чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, мясной бульон, молочные продукты (специфический "даты-кодор" - творог с топлёным маслом) и др. В пищевой рацион входили продукты охоты и рыболовства.
Сохранялись фамильно-патронимическая организация, кровная месть, куначество, обычаи гостеприимства, почитания старших. При преобладании малых семей были нередки и большие семьи, особенно в горах. Браки экзогамны по обеим линиям, практиковался брачный выкуп. Тесная солидарность родственников и строгая экзогамия характерны и для современных Ингушей

Традиционные верования: тотемизм, анимизм, магия, семейно-родовой культ святынь и покровителей, аграрные и погребальные культы и др. Имелся развитый пантеон (верховное божество - Диела). Большое значение имели народная медицина, календарные обряды. Ислам утвердился в 1-й пол. XIX в., распространяется в предгорно-плоскостной зоне - с XVI - XVII вв., в горной - с XIX в. В фольклоре Ингушей заметное место занимает нартский героическтй эпос. Устное народное творчество: героические, исторические и лирические песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец - парная лезгинка. В прикладном искусстве выделяются резьба по камню и изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).

Источник


Документальные свидетельства эпохи


↑ Вверх ↑



Сайт создан в системе uCoz