sovietlife

Для тех, кому дорога история


peopleUSSR


Даргинцы


pic-Dargin


Даргинцы, дарган, дарганти (самоназв.), народ в России, коренное насселение Дагестана. Численность в России (вместе с вошедшими в их состав кайтагцами и кубачинцами) 353,3 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане 280,4 тыс. чел. Живут также в Ставропольском крае (32,7 тыс. чел.) и Калмыкии (12,9 тыс. чел.). Общая числ. 365,0 тыс. чел. Язык даргинский нахско-дагестанской группы северокавказской семьи; важнейшие диалекты - акушинский (на его основе литературный язык), цудахарский, урахинский (хюркилипский), сирхинский, мексгинский, хайдакский, муэринский, губ-денский, кадарский, кубачинский, чираг-ский, мегсбский. Распространён руссский язык Письменность па осове русского алфавита.

Верующие - мусульмане-сунниты. К IX в. (в связи с событиями VI - VII вв.) относятся первые свидетельства арабских авторов о Кайтаге и Зирихгеране (Кубачи). Первое упоминание этнонима Даргинцы - XV в. В XIV в. утвердился ислам. К началу XIX в. на территории Даргинцев находились Кайтагское уцмийство, ряд союзов сельских общин (в горных селениях), частично - Тарковское шамхальство. После вхождения Дагестана в состав России (1813г.) Даргинцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля (1834-59гг.), активно участвовали в антиколониальном восстании 1877г. С 1921г. Даргинцы в составе Дагестанской АССР, с 1991г. - Республики Дагестан. В советское время часть Даргинцев переселилась на равнину.

С XVI в. складываются три хозяйственно-культурных ареала:
1) нижнепредгорный (с частью равнины) - пашенное земледелие (ячмень, пшеница, просо, кукуруза, бобовые) и стационарное скотоводство - крупный рогатый скот.
2) среднегорный - пашенное земледелие и отгонное (осенью) овцеводство.
3) высокогорный - отгонное (весной) овцеводство и пашенное земледелие.

Развиты, в основном в горных районах, домашние промыслы, особенно обработка шерсти (сукно, ковры, паласы, вязаные изделия), металла, дерева, камня, кожи. Наиболее известны оружие, ювелирные изделия из Кубачи, сельхоз орудия, оружие - из Харбука, клинки из Амуаги, гончарные изделия (в том числе поливные) из Сулевкеита, сукна из Хаджалмахи, резной камень из Сутбука и Холаая, деревянные орудия, утварь из Кайтага, кожи цудахарцсв, сафьян и женская обувь Губдена и др. Широко практиковалось отходничество. Со 2-й половины XIX в. усиливается проникновение товарноденежных отношений.

Современное хозяйство Даргинцев базируется па традиционных занятиях. В земледелии и скотоводстве внедрены новые высокопродуктивные культуры и породы. Сформировалась национальная интеллигенция. Основу социальной организации Даргинцев составляла сельская община - джамаат. Общины образовывали союзы сельских обществ. Большая часть Даргинцев входила в Акушимскую конфедерацию, объединявшую союзы общин Акуша, Цудахар, Мскеги, Усиша, Урахи, Муги, временами Сирха.

Преобладающая форма семьи - малая, однако ещё в начале XX в. встречались неразделённые семьи. Сохранялись тухумы -патрилинейные группы семей, ведущих происхождение от одного предка. Горные селения Даргинцев, в основном скученные, террасообразные. В предгорье расселение более свободное, дома имеют дворы. Древнейшее жилище однокамерное, с очагом посередине. Основной тип жилища в горах - двух и многоэтажные дома с плоской крышей, в предгорье - двухэтажные и одноэтажные дома. За годы советской власти появились новые общественные здания и более широкие улицы, дома (чаще двухэтажные, с верандой) с железными и черепичными двускатными крышами.

Мужская традиционная одежда общедагестанского типа - рубаха, штаны, бсшмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-иакидки, кожаная и войлочная обувь. Женская - платье-рубаха, широкие или узкие штаны, в ряде селений платье типа архалука, различные шубы и кожаная обувь. Головной убор - чухта (имел локальные варианты) и покрывало, богато отделанные серебряными украшениями и вышивками.

Традиционная пища - мучная и мясо - молочная, а также овощи, фрукты, зелень, ягоды.
Развиты народные искусство, фольклор (предания, легенды, сказки, пословицы и поговорки, героические песни, баллады и др.). Сохраняется традиционная календарная и семейная обрядность, отражающая пережитки доисламских представлений.

Источник


Документальные свидетельства эпохи


↑ Вверх ↑



Сайт создан в системе uCoz