Для тех, кому дорога история Аварцы |
АВАРЦЫ, м а арулал (само назв.), народ в России, коренное нас. Дагестана. Численность в России 544,0 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане 496,1 тыс. чел. Живут также в Чечне, Калмыкии, кроме того, в Азербайджане (Белоканский и Закатальский р-ны - 44,1 тыс. чел.), в Грузии (4,2 тыс. чел.), в Казахстане (2,8 тыс. чел.). Общая числ. 601,0 тыс. чел. Говорят на аварском яз. нахско-даг. группы северо-кавказ. семьи. Диалекты делятся на 2 группы: сев. наречие - зап. (салатавский), вост. и центр, (хунзахский) диалекты; юж. наречие - андалальский, анцухский, гидатлинский, карахский, батлухский, закатальский (джарский). Распространён рус. яз. Письменность на основе русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты. Осн. масса Аварцев живёт во внутреннегорной и альпийской зонах, в 1940-60-е гг. часть переселилась на равнину. С Аварцами связывают известные со 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. племена легов, гелов, каспиев, утиев и др., сближают упоминаемых Птолемеем (II в.) савиров. С V в. территория, заселённая Аварцами, известна как царство Серир.
Позднее Аварцы входили в состав Аварского и Месту-линского (обр. в XVIII в.) ханств и много-числ. (ок. 40) "вольных обществ" (союзов сел. общин). Общая правовая система и политическая консолидация Аварцев способствовали выработке у них т.н. гъоболмац! ("язык гостя" или болмац!, "язык войска"), положенного в основу литературного языка В XV в. утвердился ислам. С XVI в. существовала письменность на арабской графической основе. После присоединения Дагестана к России (1813) Аварцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. Во 2-й пол. XIX в. к Аварцы стали проникать товарно-денежные отношения. Национальная консолидация Аварцев ускорилась с образованием Дагестанской АССР (1921, с 1991 - Республика Дагестан).
Традиционные занятия - скотоводство и пашенное земледелие (ячмень, пшеница, голозерный ячмень, рожь, овёс, просо, бобовые, кукуруза, картофель, лён, конопля). В горных р-нах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству (главным образом отгонное овцеводство).
Традиционные породы овец грубошерстные, в советское время появились тонкорунные. Занимались садоводством и виноградарством. Практиковали террасирование горных склонов, беспаровой севооборот, чередование сель-хоз культур, трёхъярусное использование участков. Существовала оросительная система. Орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыга, кирка, малая коса, серп, молотильные доски, волокуша, вилы, грабли, дер. лопата.
Домашние промыслы и ремёсла: ткачество (сукноделие), про-из-во войлока, ковров, медной посуды, деревянной утвари, обработка кож, ювелирное, кузнечное, оружейное, резьба по камню и дереву, чеканка по металлу (серебро, медь, мельхиор). Было развито отходничество в др. р-ны Кавказа. Поселения Аварцев в высокогорье небольшие (30-50 домов), чаще близ речек, в горных р-нах - довольно крупные (300-500 домов) на склонах, по краю обрывов и средних размеров на вершинах хребтов, скальных уступах; ориентированы на юг. Планировка скученная, дома образуют сплошную стену вдоль узких кривых улиц, часто крытых и напоминающих тоннели. Многие селения имели боевые башни. В советский период возникли поселения современного типа на равнине.
Традиционные жилища каменные с плоской земляной крышей одно-, двух-, трёхэтажные, 4-5-этажные башне-образные с отд. входом на каждом этаже, дома-крепости с башней. Часто крыша одного дома служила двором для другого. Характерен опорный центр, столб, украшенный резьбой. Современое жилище одно этажное и двухэтажное многокамерное, крытое железом или шифером, с застеклённой террасой.
Традиционный костюм обще дагестанского типа. У мужчин: туникообразная рубаха, штаны, беш-мет, черкеска, папаха, башлык, овчинные шубы, бурка, кожаный ремень. Обувь кожаная, войлочная, вязаная. У женщин: штаны, платье-рубаха, длинное распашное платье с двойными рукавами, головной убор чохто (чепец или капюшон с мешочком для кос), цветные покрывала, фабричные платки, овчинные шубы, кожаная, войлочная и вязаная обувь, шерстяные носки. Костюм отделывался вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями.
Традиционная пища - мучные, мясные с приправой из чеснока и молочные блюда.
Традиционная социальная организация - сельская община, включавшая патриархальные кровнородство объединения - тухумы. Семья главным обазом малая, двухпоколенная. Придерживались андогамии (родственная, внутритухумная). Семейные отношения определяли нормы шариата. Основная форма брака - сговор (по сватовству). Сильны были традиции внутритухумной солидарности. Существовали мужские союзы. Общественную жизнь регулировали обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Нормы поведения - уважение старших, строгое соблюдение адатов, этикета. Развит фольклор (эпические и лирические сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки). Разнообразны танцы: быстрые, медленные, мужские, жененские, парные. Музыкальные инструменты: чагчана (смычковый), чагур, тамур-пандур (струнные), лалу (вид свирели), зурна, бубен, барабан. Сохранились пережитки до мусульманских верований (почитание природных явлений, святых мест, обряды вызывания дождя и солнца и др.). Высокого уровня достигли проф. литература, искусство, наука.
|