Для тех, кому дорога история


peopleUSSR


Агулы


Agulo


АГУЛЫ - Агул, агулар (самоназвание, "жители Агула"), народ в России, коренное нас. Дагестана. Живут в центр, части юго-вост. Дагестана в труднодоступных ущельях, в городах, в Дербентском р-не (переселенцы 1960-х гг.). Общая численность 18,7 тыс. чел. Численность в России 17,7 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане 13,8 тыс.

Говорят на агульском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Диалекты: тпигский (агульский), керенский (ричинский), кошанский, буркиханский, фитинский. Распространены лезгинский, азербайджанский, русский языки. Письменность на основе руссской графики. Верующие - мусульмане-сунниты. Наиболее ранние сведения об Агулах в армянском источнике VII в., где они называются агутакани. О жителях ущелья Кушан-дере VII - IX вв. есть упоминания в арабских источниках.

Происхождение этнонима Агулы можно связать с названием ущелья - Агулдерс. В 14- 18 вв. А. в составе Казикумухского шамхальства объединялись по ущельям в союзы сел. общин. После присоединения Дагестана к России со 2-й пол. 19 в. Агулы вовлекаются в систему товарно-денежных отношений. С 1921 Агулы в составе Дагестанской АССР (с 1991 - Республики Дагестан).

Традиц. занятия - пашенное земледелие (рожь, ячмень, голозерный ячмень, пшеница, конские бобы, горох; со 2-й половины XIX в.- картофель, морковь, лук, чеснок) и скотоводство (кр. и мелкий рог. скот, лошади, ослы, мулы). Поля, в осн. богар-ные,- небольшие участки на склонах, часто террасированных. Содержание овец - горно-стационарное, крупного рогатого скота - выгонно-стойлово-пастбищное. Сельхоз орудия общедагестанского типа: лёгкий плуг (дуруц), серпы, короткая коса для одной руки, молотильные доски, дерев. грабли, вилы, лопаты, сита, подносы для веяния. Были развиты кузнечное ремесло, обработка кожи, овчины, шерсти (прядение, изготовление тканей, паласов, безворсовых ковров, вязание джурабов и т.д.), резьба по дереву, камню. Современное хозяйство многоотраслевое. У переселенцев на равнину развиваются виноградарство, садоводство, овощеводство. Из дом. промыслов в горах сохраняется ковроткачество.

Традиционная социальная организация - сельская община. Сельская община была самостоятельной хозяйственно - территориальной единицей. Сохранялись патриархальное кровнородство, преимущественно эндогамные объединения - тухумы. Преобладающая форма семьи - малая, различные типы неразделённой семьи (15~20 чел.) встречались пережиточно до начала XX в.

Традиционные поселения насчитывали в среднем около 60 хозяйств, делились на тухумные кварталы. Строили крепостные стены, боевые башни, на дорогах - сторожевые башни. Башни внутри селений соединялись подземными ходами. Планировка селений: на склонах -ступенчато-террасообразная или беспорядочно-ступенчатая, на ровном месте, на гребне горы - кучевая, характерны комбинации различных типов. Дома примыкают друг к другу, создавая сплошную застройку. Улицы узкие, извилистые, часто в виде лестницы. Планировка переселенческих сёл на равнине - квартально-уличная.

Традиционное жилище каменное, прямоугольное в плане, 2-3 (реже 4)-этажное с узкими окнами и одним входом (дом-крепость), с плоской земляной крышей. Со 2-й пол. XIX в. появляются открытые лоджии и балконы, хозяйственные помещения выделяются в отдельную постройку. Современное жилище - двухэтажное каменное многокамерное со скатной крышей (железо, шифер), с застеклённой верандой, большими окнами.

Традиционная одежда общедагестанского типа, у мужчин - туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, овчинная папаха, башлык, с начала XX в.- кавказская рубаха и брюки галифе. Верхняя одежда носилась с кожаными поясами с серебрянным набором. Тёплая одежда - распашные овчинные шубы с обычными и ложными рукавами, бурка. У женщин - туникообразное платье-рубаха, цветные шаровары, матерчатый пояс, бешмет, с конца XIX в.- длинное отрезное в талии платье, распашная овчинная шуба, безрукавка, на голове - мешочек для волос, платок, покрывало. Обувь вязаная, из кожи, сафьяна. Разнообразны серебряные украшения.

Традиционная пища - мучная и мясо-молочная (хинкал, пельмени, пироги, сыр и др.). В общественной жизни сохранились обычаи взаимопомощи, почитания старших, гостеприимства. Характерны праздники, связанные с народным с.-х. календарём. Фольклор - лирические, бытовые песни, плачи, сказки, пословицы, поговорки, танцы: медленный азербайджанский (в основном женский), быстрый парный, коллективный. Музыкальные инструменты: тар, саз, зурна, барабан. Развито декоративное искусство, резьба по камню, дереву.

Источник


Документальные свидетельства эпохи


↑ Вверх ↑



Сайт создан в системе uCoz