sovietlife
Назад


Киргизы.


Первобытнообщинные отношения и родо-племенные объединения


Первые следы человека на территории Киргизстана в виде орудий труда из камня появились 300 тыс. лет назад и отнесены к нижнему (или раннему) древнекаменному веку, т.е. палеолиту. Самые древние каменные орудия обнаружены в Центральном Тянь-Шане (на р. Он-Арча), на Иссык-Куле (Боз-Бармак, Саламат-Булак), в Ферганской долине. В Капчагайской долине ученые обнаружили самую древнюю в Средней Азии каменоломню, где добывался кремень для изготовления орудий труда.

Человек, который жил на Тянь-Шане 40-10 тыс. лет назад, оставил не только более совершенные каменные орудия и оружие, но и изделия из костей. Со времени первобытного человека на своде высокогорной пещеры Ак-Чункур на Сарыджазском плато сохранились древнейшие рисунки, охрой животных и человека, небольшие сюжетные сценки. В Киргизстане они особенно примечательны. Памятники каменного века в Фергане, на

Иссык-Куле, Алае, в Чуйской долине показывают эволюцию культуры жителей Тянь-Шаня в седой древности и беспрерывность обитания здесь человека.

В 1938 г. было сделано крупное открытие в Средней Азии: академик А.П. Окладников в пещере Тешик-Таш обнаружил череп древнего человека, жившего примерно 100-40 тыс. лет тому назад. Археологов потрясла: неожиданность: "Дальнейшие раскопки, - писал А.П. Окладников, - выяснили неожиданную и поистине потрясающую картину, подобную которой; не видел еще ни один исследователь. Вокруг черепа когда-то в строгом порядке, явно по определенному плану, в виде круга, расставлены были рога горного козла. Это неопровержимо свидетельствовало о том, что здесь был уже Разум, логический план действий, целый мир представлений, который стоял за этим действием".

С V-III тысячелетия до н.э., но особенно интенсивно во II тысячелетии до н.э. человек начинает осваивать металл и постепенно каменные орудия вытесняются бронзовыми. В эпоху бронзы здесь уже наличествует пастушеско-земледельческий способ ведения хозяйства, так называемая "андроновская культура". Наиболее древние поселения эпохи бронзы - Беловодское в Чуйской долине и Ошское на юге Киргизстана. Южная культура племен эпохи бронзы называлась чустской - по названию поселения Чуст в Фергане. Ведущей отраслью хозяйствования андроновских племен являлось скотоводство, чустских - земледелие. Образ жизни древних людей диктовался природными условиями.

Многочисленные петроглифы эпохи бронзы - наскальные рисунки в горах и урочищах Тянь-Шаня - храм первобытного искусства. Самое знаменитое скопление камней с рисунками, подлинная "наскальная галерея" находится в верховьях реки Кугарт и называется Саймалуу-Таш (букв, "узорчатый камень"). Тысячи сюжетных сцен - от охоты до пахоты и культовых обрядов - высечены первобытным охотником на почерневших от многотысячелетнего "загара" поверхностях камней.

Племена эпохи бронзы жили кровнородственными общинами. Антропологи предполагают, что они европеоиды, но каким языком пользовались - вопрос дискуссионный. Большинство ученых склоняется к мысли о том, что они принадлежат к индоариям и размещались на огромной территории Восточной Европы, Средней Азии, Сибири, Ирана и Индии.

В VIII-VII вв. до н.э. на основе племен эпохи бронзы вырастает новая этническая общность - народ саки. Переход от первобытного общества к классовому сопровождался созданием крупных племенных объединений - и приводит к возникновению сакской цивилизации. В курганных погребениях обнаружены предметы культуры. Над могилами царей насыпали большие курганы. В них оставляли даже изделия из золота и серебра. Рядовых кочевников хоронили с одним - двумя глиняными сосудами под едва заметной насыпью. Особенно много вскрыто сакских курганов в долине Кетмень-Тюбе и на Иссык-Куле. Саки были отважными воинами, прекрасными наездниками и отлично стреляли из лука.

Среднеазиатские саки в упорной борьбе успешно отразили в 530 г. до н.э. нашествие персидского владыки Кира II, который был разбит войсками сакской царицы Томирис и погиб. Однако позже саки были подчинены его наследниками, в частности Дарием I Гистаспом в 519-518 гг. до н.э. Поход Дария I против саков-тиграхауда, тем не менее, не был триумфальным. Известен героический поступок простого сакского конюха Ширака, который умышленно завел персов в безводную пустыню и принес себя в жертву ради свободы соотечественников. Войско персов чуть было не погибло, но все же царь саков-тиграхауда Скунха был пленен. В честь этой победы по приказу Дария I была выбита на Бехистунской скале надпись о его подвигах.

Сакам, обитавшим в Фергане, Ташкентском оазисе и на Тянь-Шане, пришлось отстаивать свою независимость в борьбе с одним из величайших завоевателей мировой истории - Александром Македонским. Завоеватель в ряде сражений разбил войска Ахеменидского Ирана и в 329 г. до н.э. произошла его первая большая битва с саками.

Построив близ современного Ходжента город своего имени, Александр перешел Сырдарью и напал на саков. В кровопролитном сражении греки победили, но отошли обратно за реку и больше не переходили границу. Саки сумели сохранить свою независимость.

Во II в. до н.э. тянь-шанские саки были разбиты другим мощным кочевым союзом - юэчжами (тохарами), которых вытеснили из Восточного Туркестана воинственные гунны. Затем часть тянь-шаньских саков подчинили племена усуней.

Первоначально усуни кочевали по соседству с гуннами и юэчжами у западной части Великой китайской стены. Около 160 г. до н.э. часть усуней, разбив саков и юэчжей, переселилась на Тянь-Шань и в Семиречье. Образовалось новое государство; его правитель носил титул кунбаг - "князь над племенами", а ставкой был город Чигу (букв. "Город Красной долины"). Последние археологические работы как на побережье Иссык-Куля, так и под водой позволили ученым высказать гипотезу о том, что город Чигу находился на южном берегу Тюпского залива и сейчас частично еще остается под водой.
Со второй половины II в. до н.э. усуни были втянуты в сферу большой политики империи Хань, пред которой тогда стояли две важнейшие задачи - покончить с извечным врагом - гуннами, создавшими сильное государство в степях Центральной Азии, и установить контроль над Великим Шелковым путем вплоть до греко-бактрийских владений. В 109 г. до н.э. император Уди направил к усуням посольство с богатыми дарами и выдал за кунбага одну из китайских принцесс. В составе посольства был и китайский дипломат Чжан Цянь, оставивший описание жизни и быта усуней. За успешным посольством двинулись купцы. Так во II в. до н.э. был открыт Великий Шелковый путь через Тянь-Шань.
Государство усуней представляло собой раннеклассовое образование с сильными пережитками родовой организации. Власть кунбага была наследственной, верховный правитель опирался на совет старейшин. Археологическая культура усуней еще не выделена, внешне и по инвентарю их курганы аналогичны сакским, поэтому чаще всего ученые определяют их как сако-усуньские, но с элементами некоторого сходства и с культурой гуннов. Последнее упоминание в источниках об усунях датируется 437 г. н.э., когда они направляли очередное посольство в Китай. В середине VI в. усуни вошли в состав Тюркского каганата.

Народ, который дал этническое имя нашей республике ("Кыргыз Республикасы" - Киргизская Республика), в древности обитал далеко от ее современных границ. В китайской летописи 201 г. до н.э. впервые упоминается "Владение киргиз" (Киргиз Го), которое находилось вероятнее всего в Восточном Притяньшанье и Западной Монголии, примерно в районе озера Киргиз-Нур. Это упоминание дает историкам основание считать киргизов древнейшим народом Средней Азии, истоки государственности которого уходят в III в. до н.э.

В середине I в. до н.э. часть киргизов в составе гуннских войск попала на Енисей и обосновалась там. Согласно китайским источникам в этот период киргизы были европеоидны - светловолосы и голубоглазы. Верховным божеством они считали мифическую чету Тенгри и Умай, поклонялись силам природы и были язычниками. Их отличал суровый быт и высокая нравственность. Воровство каралось смертной казнью.

В VI-VII вв. сложилась административно-военная система государства, верховный правитель которого носил титул ажо. Дела вершили три "министра". Вся территория делилась на шесть округов (багов), где властвовали крупные феодалы - беги.

В VI-VIII вв. история киргизов характеризуется постоянной борьбой за независимость. Примечательна судьба Берс-бега - выдающейся личности того времени, вставшего во главе государства енисейских киргизов и заставившего соседей серьезно считаться с собой.

Несмотря на то, что этноним "киргиз" впервые был упомянут китайской хроникой 201 г. до н.э., ни в одном иноязычном письменном источнике практически не упоминались киргизские имена до тех пор, пока тюркские народы сами не научились писать. Это произошло в VI в., когда появилась тюркская руническая письменность. С VII в. ее стали использовать и енисейские киргизы.

Первое киргизское имя, записанное в начале VIII в., было имя киргизского кагана Барс-бега. Трагически сложилась его судьба. После непродолжительного правления он вынужден был схватиться в сражении с более могущественным соседним агрессором - тюркским каганом и погиб в битве в местности Черни Сунга в Саянских горах. VIII век проходит в постоянных сражениях киргизов с соседними племенами.

После поражения киргизы сумели создать военно-административную систему, приспособленную для ведения длительных войн. Ажо значительно расширил пределы и обладал уже куда большими материальными и людскими ресурсами, чем в начале VIII в. Он стоял во главе администрации и военных сил. Регулярное войско состояло из латной кавалерии (гвардии), во время же войны набиралось ополчение из "вассальных" народов. В IX в. киргизы вместе с зависимыми племенами могли выставить стотысячную хорошо вооруженную армию.

В начале IX в. соперничество и противостояние Уйгурского и Киргизского каганатов в Центральной Азии привело к вооруженному столкновению. Более 20 лет шла напряжения борьба. В 840 г. начался Великий поход киргизов против уйгурского владычества - с верховьев Енисея в сердце Монголии.

В 843 г. киргизы вторглись в Восточный Туркестан, где захватили города Аньси и Бешбалык. Их сильные отряды вели успешные действия в Восточной Монголии, в Джунгарии и Забайкалье. В 848 г. последний претендент на уйгурский престол, скрывавшийся у татар (шивэй) в Забайкалье, с женой, сыном и эскортом из девяти всадников уехал в степь и пропал бесследно. Надежды уйгуров на реванш рухнули окончательно. Уйгурский каганат пал.

На развалинах каганата в середине IX в. возникла держава киргизов. Власть киргизского каганата распространилась от восточной Монголии до Иссык-Куля, Таласа и Тянь-Шаня, от южной Сибири и Забайкалья до Великой Китайской стены. Однако "Киргизское великодержавие" не было продолжительным. Уже в первой четверти X в. основная масса киргизов оставила степи и вернулась за Саянский хребет на Енисей. В длительных кровопролитных войнах и так немноголюдные киргизские племена были истощены и рассеяны на обширных пространствах. В X в. киргизы удерживали только Алтай и Западную Монголию как плацдарм для контроля над богатыми ремесленно-земледельческими оазисами Восточного Туркестана.

Сведения о киргизахXI-XII веков немногочисленны. Накануне монгольского завоевания киргизы образовали два княжества: Кем-Кемджиут, которое располагалось на Енисее, и Киргиз, занимавшее территорию к северу от Монгольского Алтая. Владетели обоих княжеств имели титул "инал". Но носили его недолго. Приближалась эра катастрофического нашествия татаро-монголов.

В 1207 г. старший сын Чингисхана Джучи завоевал все "лесные" народы, а затем и территорию киргизов. Длительная и упорная борьба киргизов с могущественным противником - "Монгольской империей" была обречена на поражение.

Последний двадцатилетний период киргизской независимости характеризовался постоянными кровопролитными войнами. 1293 г. стал годом окончательной гибели киргизского государства на Енисее.

Тюркские каганаты и их наследники на Тянь-Шане


В середине VI в. в Центральной Азии возник Тюркский каганат (552-744 гг.), в состав которого входила и современная территория Киргизстана. Ядро племени тюрк, как и киргизов, сложилось в среде центральноазиатских гуннов в III - середине V вв., которые считали своим предком мифического сына волчицы Ашина, обитавшего на Алтае. Энергичный вождь тюрок Бумын в 546-552 гг., разбив соседей - народ теле (тегрек), а затем мощную державу жуань-жуаней, принял титул илиг-каган и перенес свою ставку на р. Орхон (Монголия). К 546 г. н.э. и относится первое упоминание этнонима "тюрк" в китайских летописях.

Младший брат Бумына Истеми, наследовавший коренные земли на Алтае, завоевав Тянь-Шань и Семиречье, присоединил к своему владению конфедерацию племен он ок бодун ("народ десяти стрел"), принял титул кагана десяти племен. Он вступает в родственные связи с царем Ирана, устанавливает торговые и дипломатические отношения с Византией. В 568г. Истеми направляет свое посольство во главе с согдийским купцом Маниахом в Константинополь. В ответ в ставку Истеми у горы Актаг на Тянь-Шане прибывает посольство Византийского императора Юстина II во главе с видным стратегом Земархом.

Массовое перемещение племен и народов в период Тюркского каганата от Монголии до Причерноморья привело к тюркизации населения Киргизстана. Местные племена были ассимилированы пришельцами, в их облике все более стали преобладать монголоидные черты, язык стал тюркским, хотя еще долгое время сосуществовал и согдийский язык иранской группы. В начале VII в., а точнее в 603 г., Тюркский каганат распался на два самостоятельных государства - Западнотюркский и Восточнотюркский каганаты.

Столицей Западнотюркского каганата становится г. Суяб (развалины Ак-Бешим у г. Токмок). В политической зависимости от западных тюрок находились многочисленные государства Средней Азии и Восточного Туркестана. Расцвета Западнотюркский каганат достиг в период правления Тон джабгу-кагана (618 - 630 гг.), который провел важную административно-политическую реформу, уравняв в правах кочевую и оседлоземледельческую знати.

В начале VII в. Западнотюркский каганат посетил китайский путешественник буддийский монах Сюань Цзан, который оставил прекрасное описание Северного Киргизстана и обитавших на Тянь-Шане народов.

В начале VIII в. на Тянь-Шане правила династия тюргешских каганов, входивших в конфедерацию "десятиплеменного народа". Родоначальником новой династии стал Учелиг-каган (704 - 706 гг.). Он занял Суяб - город в Чуйской долине и учредил в нем главную ставку. В период Тюргешского каганата произошла серия военных столкновений с появившимися в Средней Азии арабскими завоевателями, принесшими в VIII в. ислам. В 703 г. после нанесения поражения китайским войскам под Аньи, удачливый тюргешский каган Сакал (706-711 гг.) совместно с согдийцами под Бухарой окружил войско знаменитого арабского полководца Кутейбы. Только политическая хитрость последнего помогла ему уйти от поражения.

В середине VIII в. тюргешские каганы из-за непрекращающихся распрей утратили реальную власть. Этим воспользовались китайские наместники Восточного Туркестана и в 748 г. их армия вторглась в Чуйскую долину, заняла и разрушила г. Суяб. Арабы не могли допустить столь дерзкого вмешательства империи Тан в среднеазиатские дела. Войска во главе с Зияб ибн Салихом двинулись против китайцев. Стотысячная китайская армия под предводительством Гао Сяньчжи из Суяба выступила навстречу арабам.

Встреча произошла в июле 751 г. в Таласской долине. Четыре дня войска противостояли друг другу, разделенные рекой Талас. На пятый день в тыл танской армии ударила сильная конница карлуков, с фронта ее поддержали арабы. Китайцы были наголову разбиты, потеряв 59 тыс. убитыми и 20 тыс. пленными. Таласская победа имела большое значение в истории народов Средней Азии; китайские войска более тысячи лет не появлялись у ее границы, что обеспечивало развитие мусульманской культуры в регионе.

Усилившиеся карлукские правители - джабгу в 766 г. отняли власть у тюргешей и создали собственное государство. Но оно не было крепким, фактически состояло из ряда разрозненных владений карлукских и "десятиплеменных" феодалов на территории от Сырдарьи до Джунгарии. Когда в 840 г. под ударами енисейских киргизов пал Уйгурский каганат, карлукский правитель принял титул кагана, открыто заявив о своих притязаниях на суверенитет по отношению к другим кочевым народам.

Из среды карлуков возникла новая тюркская династия Караханидов, возглавившая сильное государство.

Ведущую роль в Караханидском каганате, достигшем наибольшего могущества в Х-ХШ вв., играли тюркские племена чигилей и ягма, входившие в карлукское объединение. Основателем династии стал Сатук Абд ал-Керим Карахан (умер в 955 г.), перед смертью он принял ислам. Его сын и преемник Муса объявил ислам государственной религией. Основная территория Караханидского каганата охватывала Центральный Тянь-Шань, Семиречье, Фергану и большую часть Восточного Туркестана. Столицей Караханидского каганата стал город Баласагун (развалины Бурана близ совр. г. Токмок), другой столицей был Узгенд.

В хозяйстве тюркоязычных племен раннесредневекового Киргизстана полукочевое скотоводство было ведущим. С VI в. здесь возникают города поселения согдийцев-земледельцев. Только в Иссык-Кульской котловине учеными их открыто около 90.

Богатая земледельческая аристократия в это время называлась "дехканами" - термин, которым позже обозначали вообще всех земледельцев. В VIII в. на территории Киргизстана появляются и первые тюркские монеты. К Х-ХII вв. здесь было уже пять монетных дворов. Все это способствовало развитию торговли. В полную силу функционировал Великий Шелковый путь, три его ветви пересекали Тянь-Шань.

В Караханидском каганате были созданы два величайших письменных памятника средневековья - дидактическая поэма Юсуфа Хас-Хаджиб Баласагуни "Кутадгу билиг" ("Благодатное знание") и первый "Словарь тюркских наречий" ("Диван лугат ат-тюрк") Махмуда Кашгари. Поэма "Кутадгу билиг" (1069 г.), написанная ярким и образным языком, имела глубокий философский и житейский смысл. Это первое дошедшее до нас классическое произведение на тюркском языке.

Ученый-филолог Махмуд Кашгари, отец которого родом был из прииссыккульского крупного торгового центра Барсхан исходил все земли тюркских народов - туркмен, огузов, чигилей, ягма, киргизов, изучая их язык, быт и культуру, и в 1072 - 1079 гг. завершил свою книгу "Диван лугат ат-тюрк". В ней содержатся бесценные поговорки, пословицы, образцы народной поэзии и фольклора тюркских народов. Свое сочинение автор снабдил круглой географической картой, в центре которой поместил озеро Иссык-Куль, города Баласагун и Кашгар.

Все политическое, экономическое и культурное развитие в Караханидском государстве шло в направлении сложения новой этнической общности - общетюркской народности. Но этот процесс был прерван губительным татаро-монгольским нашествием в начале XIII столетия.

В 60-х годах XIII в. с центром на Тянь-Шане возникло новое самостоятельное государство, правителем которого стал потомок Чингисхана Хайду. В 1269г. курултай монгольских князей, собравшихся на р. Талас, объявил о полной независимости нового государства. Верховный монгольский хан Хубилай хотел было пресечь сепаратистов-чингизидов, но все военные походы великого хана успеха не имели. Согласно свидетельствам современников Хайду отличался качествами выдающегося государственного деятеля и полководца. Он предпринял ряд важных мер по улучшению хозяйственной жизни населения, активизации торгово-экономических связей. При Хайду была успешно проведена денежная реформа, налажена чеканка собственной серебряной монеты твердой пробы и веса. Все это привело к быстрому возрождению экономической жизни в государстве.

Хайду умер в 1301 г. В огромном государстве сразу же вспыхнула междоусобная борьба чингизидов за власть, приведшая в середине XIV столетия к распаду государства на две части: в восточных владениях Средней Азии возникло новое государственное объединение - Моголистан, а в Мавераннахре - государство Тимура.
Тимур неоднократно совершал походы на Моголистан, где царила междоусобная борьба. В 1371 г. сильная армия Тимура обрушилась на кочевников Северного Киргизстана. Она достигла Иссык-Куля, но население успело бежать в междуречье Или и Иртыша или укрыться в труднодоступных горных урочищах.
До 1390 г. Тимур много раз водил свои войска на монголов Тянь-Шаня и Семиречья. Разорительные войны привели в XIV в. к разрушению в Северном Киргизстане оседлоземледельческой культуры. Господствующим здесь становится кочевое скотоводство.

Память о Тимуре и его завоеваниях надолго сохранилась среди киргизов. На перевале Санташ - к востоку от Иссык-Куля возвышаются два каменных кургана, которые молва связывает с именем "железного хромца". Под воды Иссык-Куля ушел остров, на котором, согласно письменным источникам, Тимур возвел некогда свой замок.

Некоторые события того времени нашли преломленное отражение в эпосе "Манас", где упоминаются имена конкретных исторических лиц - Палуд (Фулад), Йамгурчи, Сарай-Мамай, Тохтамыш и др. К XIV в. относится и величественный архитектурный памятник - "Гумбез Манаса". Легендарное переосмысление мавзолея с женским захоронением связано с главным героем эпоса киргизов. Народ все лучшее, все монументальное и дивное, все мифы о прошлом и надежды на будущее связывал с Манасом-великодушным. Наступал этап определения собственного самосознания.

Завершение процесса формирования киргизской народности


Этнос - это исторически возникший вид устойчивой общности людей, представленный в своем поступательном развитии такими категориями, как род, племя, народность, нация. В киргизском языке все эти понятия имеют одно обозначение-термин "эл". Сам этноним "киргиз" обозначал, по-видимому, первоначально род, затем - племенной союз, и уже потом сложилась современная народность, оформившаяся на определенной территории, с экономической, языковой и культурной общностью. При этом киргизский этнос впитывал в себя и ассимилировал другие народы, вырабатывал свой генофонд и менталитет. Хронологически этот процесс продолжался с первого тысячелетия н.э. в условиях разных этнокультурных общностей на огромном пространстве - от Монголии до Тянь-Шаня и Памира, от Байкала и Южной Сибири до Великой Китайской стены.

Важным этапом оформления народности стало объединение всех племен в два "крыла" - традиционное деление тюркских кочевников, начиная с гуннов. В онг канат-"правое крыло" вошли такие крупные племена, как сары-багыш, саяк, солто, кытай, кушчу, саруу, монголдор, ават, мундуз, басыз, черик. В сол канат - "левое крыло" вошли племена адыгине, кыпчак, каратегин, багыш, берю, наймам, жору, деелес. Оба объединения включали как киргизские, так и давно уже отюреченные монгольские племена на равноправной основе. Все племена, вошедшие в систему двух "крыльев", а также третье объединение ичкилики Ферганы, стали именоваться общим этнонимом "киргиз". Этот важный исторический акт произошел в конце XV - начале XVI вв. и был завершающим этапом более чем двухтысячелетнего процесса сложения киргизской народности. С этого времени мы можем говорить об образовании современной киргизской народности на Тянь-Шане как единой исторической общности, поднявшейся над родом и племенем и включающей в себя множество других, не киргизских, родоплеменных образований, как местного автохтонного происхождения, так и пришлого из Центральной Азии конгломерата племен.

Современные данные науки о происхождении киргизской народности сводятся к следующему: - истоки формирования киргизского этноса и его государственности уходят своими корнями более чем в двухтысячелетнюю древность и связаны с территорией Центральной Азии III в. до н.э.; - в первой половине I тысячелетия н.э. на Енисее (Минусинская котловина) в результате смешения местных (динлины) и пришлых (киргизы) племен формируется новая этническая общность - енисейские киргизы; - в эпоху "великодержавия" (IX в.) енисейские киргизы расселялись от Монголии до Тянь-Шаня с востока на запад, от Байкала до Китая с севера на юг. В результате смешения местного и пришлого населения образовался ряд новых субэтносов. Значение термина "киргиз" изменилось: он становится не только этнонимом, но и этнополитонимом, то есть киргизами стали называть себя и не киргизские по происхождению племена, находившиеся в политической зависимости от киргизов; - один из таких киргизских субэтносов в IX-X вв. образовался на Алтае и в Джунгарии. Здесь енисейские киргизы в результате длительных взаимосвязей с численно преобладающими местными народами, входившими в кимако-кипчакское объединение, приобрели новое этническое лицо (включая язык), но сохранили этноним "каргыз"; - в XV в. алтайские киргизы, входившие в государство Моголистан, после походов Тимура, которые были чрезвычайно разорительными, заняли земли Тянь-Шаня и Притяньшанья. Они ассимилировали местные тюркомонгольские племена и стали основным ядром нового этнического образования - киргизской народности современного облика.

Главным условием формирования киргизской народности на завершающем (тянь-шаньском) этапе в конце XV - начале XVI вв. оказалось как саморазвитие древнекиргизских этнических компонентов, так и ассимиляционные взаимодействия и контакты с новой этнической средой (древне-тюркской, монгольской, исламизированной восточноиранской). Хронологически одновременно с киргизской образовались казахская, узбекская и каракалпакская народности.

С формированием киргизской народности современного облика общественно-политический строй на Тянь-Шане не изменился, политическая обстановка менялась: на севере укреплялось Казахское ханство, на северо-востоке набирало силу объединение ойратов, в Восточном Туркестане возродился Моголистан. Взаимоотношение этих новых объединений и определило развитие киргизского народа с XVI до середины XVIII вв. В начале XVI в. во главе киргизских родо-племенных объединений Тянь-Шаня стал Мухаммед-киргиз, один из родоначальников, ставка которого была на Иссык-Куле, в местности Борскон. Вся жизнь этого человека - борьба за независимость киргизов. В ней он ориентировался на союз с окрепшим Казахским ханством. При Мухаммед-киргизе киргизские племена стали выступать почти как самостоятельное государственное объединение. В конце XVI - начале XVII вв. значительно возросло могущество военно-политического союза киргизских и казахских племен, игравших все более важную роль в политической жизни Средней Азии и Восточного Туркестана.

Возникшее в XVII в. на территории Западной Монголии Джунгарское ханство в начале XVIII в. завоевало Восточный Туркестан, разгромив последних могольских правителей и оттеснив киргизов и казахов с их исконных земель. Однако, как свидетельствует посол Петра I к калмакам капитан И. Унковский (1722-1724 гг.), много киргизов осталось на своих землях. Киргизы называли жителей Джунгарии калмаками, хотя их самоназвание было ойрат. Ойраты называли киргизов бурутами, но их этническое самоназвание было киргиз. Борьба с джунгарской агрессией перемежалась с распрями теократических наследников кашгарских правителей, разделившихся на белогорскую и черногорскую партии. Обе партии пытались привлечь на свою сторону киргизских биев, которые охотно откликались на предложения, приносившие военную добычу и дополнительные прибыли. Особенно отличился в этом предводитель тянь-шанских киргизов, глава племени кушчи Кубат-бий, который пытался, но безуспешно, сплотить киргизские племена, феодалы которых не желали расставаться со своими вольностями. Этим воспользовался возвысившийся правитель Коканда Ирдана, начав наступление на киргизскую территорию.

К этому времени под ударами цинских войск в 1757-1759 гг. пало Джунгарское ханство. Оттесненные калмаками в Фергану киргизские племена стали возвращаться на Тянь-Шань, занимая свои прежние кочевья. Попытки маньчжуроцинских наместников Синьцзяна, впервые столкнувшихся на Тянь-Шане с киргизскими отрядами, подчинить киргизов успеха не принесли. Китайцы ограничились тем, что договорились с киргизскими биями о ненападении и соблюдении границ.

Существенно ослабевшие южные киргизы тут же стали объектом завоевания кокандских правителей. С них Ирдана и начал свои завоевательные походы. В 1762 г. он напал на Узген. Когда местные ополченцы под руководством Хаджи-бия отступили, кокандцы захватили г. Ош, а сам киргизский правитель Хаджи-бий вскоре был пленен.

Нарбута-бий (1770-1800 гг.) - преемник Ирданы на кокандском престоле - продолжил его завоевательную политику, подчинив к 80-м годам XVIII в. всю предгорную южноферганскую территорию, занятую киргизами, а также Алай. Здесь были возведены кокандские крепости, которые служили местом дислокации для кокандских гарнизонов и сборщиков налогов, а также пограничными форпостами с соседним Синьцзяном. После этого кокандские агрессивные устремления были направлены на северные районы Киргизстана.

Чтобы избежать угрозы порабощения от сильных соседей, вождь племени сарыбагыш Атаке-бий в 1785 г. направил в Санкт-Петербург свое посольство, которое возглавил купец Абдурахман Кучаков. Атаке просил могущественную российскую императрицу Екатерину II о покровительстве и направил ей в подарок три барсовые и две рысьи шкуры. Презент императрица приняла, обещала покровительство (что оказалось лишь вежливым дипломатическим жестом) и одарила Атаке 800 рублями серебром.

А кокандские правители в это время расширили свои завоевания. В 1809 г. войска Алим-хана взяли Ташкент и подступили к территории Северной Киргизии. Омар-хан неожиданным ударом завоевал в 1821 г. Кетмень-тюбе, его наследник Мадали-хан присоединил Чуйскую долину, где на месте старой киргизской крепости построил в 1825 г. крепость Пишпек (ныне Бишкек). В 1831 г. Мадали начал завоевание Иссык-Куля и возведение здесь линии укреплений. Разобщенные киргизские племена отчаянно сопротивлялись, но не могли серьезно противостоять вооруженному напору ханства. В результате весь Киргизстан попадает в колониальную зависимость от Коканда.

Завоевание Киргизстана кокандскими ханами заметно изменило обстановку в Средней Азии и положение киргизского народа. Если родоплеменная верхушка в лице биев, которые исполняли и судебные функции, склонилась к сотрудничеству с завоевателями, то положение обездоленного народа - букары, оказавшейся под бременем жестокого гнета, ухудшилось. Киргизы продолжали заниматься преимущественно скотоводством, но появилось хлебопашество, с началом кокандской колонизации, в 1762 г., стали разводить даже рис. Но товарно-денежные отношения не были развиты, киргизы не имели даже собственной денежной единицы, пользовались кокандскимии китайскими деньгами. Они, как и прежде, жили по законам патриархально-традиционных общественных отношений, патриархальный быт сопровождался усилившимся налоговым гнетом. Кокандский административный аппарат достиг виртуозного совершенства в выкачивании налогов. Основным налогом со скота кочевников был зякет, но брали и за землю, за воду, за торговлю на базаре, за сбор колючки, за топливо, за свадьбу, за развод, за наследство и т.д. Взимали подати и собственные феодалы. Многие из них верно служили хану, некоторые даже выбились в важные придворные чиновники. Так, алайский родоправитель Алымбек много лет был хакимом Андижанского вилайета, а в 1858 г. стал даже первым визирем ханства.

В 1860-1862 гг. Алымбек попытался было объединить киргизов в самостоятельное государство, но в ходе придворных интриг в Коканде был убит.
Ему наследовала мудрая и дальновидная супруга Курманджан, сумевшая сохранить власть на Алае и получившая подтверждение своих прав - титул датки от эмира Бухары и хана Коканда. Курманджан-датка вошла в историю как уникальная женщина Востока, видный политический деятель, поэтесса. Она жила интересами своего народа, отстаивая свободу и независимость.

Кокандский деспотизм, налоговый гнет возмущали свободолюбивых кочевников. Восстания следовали одно за другим. Уже в 1842 г. восставшие иссык-кульские киргизы изгнали ханские гарнизоны и разрушили их крепости. В 1845 г. восстали ошские киргизы, но были жестоко подавлены. Восстание тянь-шаньских киргизов против кокандских завоевателей возглавил народный герой Тайлак-батыр. Вождь казахских повстанцев против российской колонизации последний казахский хан Кенесары Касымов в 1847 г. потерпел поражение от киргизских манапов в окрестностях Пишпека и Токмака и погиб. Сарыбагышский манап Ормон предпринял было попытку объединить киргизов под своей властью и был даже провозглашен ханом, но не получил признания других киргизских родоправителей и не избавился от кокандского ига.

Не желая терпеть ханский произвол, иссык-кульские киргизы, еще в 1813г. отправившие послов в Россию, в январе 1855 г. принимают в Омске присягу на подданство России. Инициатор этой важнейшей политической акции манап племени бугу Боромбай получает звание полковника и титул верховного манапа, а непосредственный исполнитель - посол Качибек Шералин - чин капитана.

В 1862 г. манап Байтик возглавил мощное восстание в Чуйской долине. Он сумел выманить коменданта крепости Пишпек Рахматуллу-датку в свои кочевья и расправился с ним и его джигитами. Восставшие обратились за помощью к русским. Подошедший с войсками полковник Колпаковский при помощи киргизского ополчения взял Пишпек и до основания разрушил его стены. Чуйские киргизы, а затем в 1863-1867 гг. и киргизы Центрального Тянь-Шаня приняли российское подданство.

Таким образом, Северный Киргизстан добровольно, по инициативе собственных предводителей вошел в состав России. И главная причина этого заключалась в нежелании дальше терпеть кокандское иго, в боязни перед порабощением соседями.
Некоторые манапы, однако, продолжали придерживаться прококандской ориентации. Так, несмотря на то, что племя черик приняло присягу на подданство России еще в 1863 г., один из его манапов - Осмон - сын знаменитого Тайлака со своими джигитами напал на небольшой отряд майора Загряжского, прибывшего на Тянь-Шань с военной рекогносцировкой. На помощь русским пришел другой, сарыбагышский манап Шабдан Джантаев. Совместно они разбили Осмона, который вынужден был искать спасения в Синьцзяне, но в 1867 г. вернулся на родину и принял российское подданство.

Южные киргизы все это время находились в составе территориально урезанного Кокандского ханства (в 1865 г. русские под руководством генерала Черняева взяли и Ташкент), потерявшего внешнеполитический суверенитет и попавшего в 1868 г. в вассальную зависимость от России. Худояр-хан, не желая расставаться с прежними прибылями, усилил налоговый пресс, что вызвало новые восстания киргизов. В 1873-1876 гг. восстание, превратившееся в настоящую антикокандскую войну, охватило все ханство. Появились свои народные предводители.

Повстанцы выбрали своего хана. Им стал киргиз мулла Исхак Хасан уулу (1844-1876 гг.), принявший имя Пулат-хана (внука Алим-хана, отказавшегося возглавить повстанцев). Энергичный, умный и склонный к авантюрным приключениям Исхак в сопровождении 200 киргизов-повстанцев появился на Чаткале и возглавил выступление кочевников. Народный вожак антикокандского восстания познал взлеты и падения. Но ни месячное заключение в тюрьму-зиндан, ни угроза физической расправы не смогли заставить его отказаться от избранного пути. В киргизском фольклоре Исхак изображается как бесстрашный и решительный народный герой.

На помощь кокандскому хану Худояру выступили русские войска во главе с полковником Скобелевым. После ряда сражений повстанцы были разбиты. Вся долинная часть Ферганы оказалась во власти царских войск. Раненый Исхак с остатками разбитых отрядов бежал в горы, но был коварно схвачен своими сподвижниками и выдан М.Д. Скобелеву. В марте 1876 г. Исхак Хасан уулу - Пулат-хан был публично повешен в г. Маргелане.

Вся территория Кокандского ханства указом императора Александра II от 19 февраля 1876 г. была присоединена к России как Ферганская область в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Ее первым военным губернатором стал теперь уже генерал М.Д. Скобелев. Однако горные районы Южной Киргизии, в частности Памиро-Алай, еще оставались непокоренными. Сыновья Курманджан-датки, верные сподвижники Пулат-хана, создав отряды из киргизов-ополченцев, пытались остановить карателей. Но силы оказались слишком неравными. Русские войска под водительством Скобелева захватывали одну позицию за другой. К тому же в покорении Алая в 1876 г. Скобелеву активно содействовал сарыбагышский манап Шабдан со своими джигитами.

После ряда поражений Абдулла-бек, старший сын Курманджан, бежал в Афганистан, где вскоре умер. Сама Курманджан-датка была задержана на границе и с почетом доставлена в г. Маргелан. М.Д. Скобелев устроил ей теплый прием, назвал "алайской царицей" и отпустил с миром. Курманджан заключила со Скобелевым договор, по которому признала присоединение к России. Возвратились другие сыновья Курманджан-датки, которые все были определены волостными управителями в Ошском уезде - в новой территориальной администрации царизма в завоеванном крае. Таким образом, Южный Киргизстан был завоеван русскими силой оружия.

"Оценивая последствия присоединения Киргизстана к России, можно сказать, что они была неоднозначны. С одной стороны, киргизы были освобождены от жестокого ханского ига, была снята угроза порабощения их соседями. С другой стороны, киргизы попадали в колониальную зависимость от царизма, вступили в новые общественные отношения и вскоре почувствовали пресс капиталистических отношений. Киргизстан превращается в колонию России.

Российская колония


После присоединения к России Киргизстан входил сначала в состав Туркестанской области, затем Туркестанского генерал-губернаторства. Территория, населенная киргизами, делилась между четырьмя областями: Семиреченской, Сырдарьинской, Ферганской и Самаркандской. Устанавливается военно-колониальная система управления.

Во главе областей и уездов стояли царские офицеры и участковые приставы, местными волостными управителями стали родо-племенные феодалы - манапы, баи, бии. Рядовые труженники - букара, как и прежде, были полностью бесправны. Правда, положение трудящихся масс несколько улучшилось. Новая власть строго наказывала за попытки разжечь межплеменные и родовые раздоры. Полностью было ликвидировано рабство, упорядочена налоговая система. Основным видом налогооблажения кочевых киргизов стала твердо регламентированная кибиточная подать.

Появившиеся русско-украинские переселенцы организовывали земледельческие хозяйства, занимались пчеловодством и садоводством, стали возникать переселенческие и оседлые поселения и города, в которых селились и киргизы (в 1864 г. основывается Токмак, в 1878 г. Пишпек, ныне Бишкек, получает статус города), где развивались ремесленное производство и торговля.

Ведущей отраслью хозяйства коренного населения продолжало оставаться кочевое скотоводство: киргизы разводили овец, коз, лошадей, крупный рогатый скот, а также верблюдов и яков. Однако под влиянием русских переселенцев все активнее переходили к земледелию и киргизы. Налог с поливных земель устанавливается сравнительно небольшой - 10% с урожая. В Киргизстане начинают развиваться капиталистические отношения.

Киргизстан становится многонациональным. Наряду с русско-украинскими переселенцами на его территории увеличилось также узбекское, уйгурское и татарское население. В 1877-1878 и 1881 гг., после подавления антицинского восстания в Китае, в Киргизстан бежали дунгане. Нарастание переселенческого движения сопровождается неразумной политикой царизма в распределении земель между новыми жителями и коренным населением: у киргизов изымают лучшие земли, пригодные для пахоты. И это делается, невзирая на пагубность таких мер и ущерб, наносимый киргизским хозяйствам.

С течением времени усиливается налоговый гнет, экономика приобретает однобокий характер. Киргизстан становится сырьевым придатком метрополии. Киргизская родо-племенная знать постепенно утрачивает свою былую роль в общественной жизни.
Налоговый гнет, социальная несправедливость усугублялись национальным неравенством, что особенно болезненно воспринималось коренным населением. Поэтому в 1898 г. ферганские узбеки и киргизы в окрестностях Андижана и Оша подняли восстание против царизма. Под влиянием возглавившего повстанцев духовенства оно приняло антирусскую направленность под лозунгом "газавата" ("война против неверных"). Возглавивший восстание ишан Дукча, проявив полную безответственность, повел безоружных дехкан против регулярных отрядов в Андижане. В результате кровавой бойни повстанцы потерпели поражение и разбежались. Тем не менее это послужило поводом для расправы над недовольными не только со стороны царских карательных отрядов, но и со стороны собственной феодальной знати, решившей обуздать букару. Так, расправились с талантливым певцом-импровизатором, народным акыном киргизов Токтогулом Сатылгановым, который по наветам кетмень-тюбинского манапа Рыскулбека был осужден на каторгу и сослан в Сибирь. 106 человек было осуждено в Оше на смертную казнь, правда, позже замененную каторгой.

После присоединения Киргизстана к России заметное развитие получила культура. Киргизский народ - прямой наследник древней и средневековой культуры тюркских народов. Самобытность его стала проявляться после формирования народности в XVI в. Монументальный героический эпос "Манас", энциклопедия киргизской жизни в миллион стихотворных строф, имеет тысячелетнюю историю.

Впервые эпос упоминается в персоязычном письменном источнике XVI в. - рукописи "Маджму ат-таварих". Некоторые отрывки передаваемого из уст в уста из поколения в поколение "Манаса" впервые были записаны после присоединения к России российским ученым и путешественником Чоканом Валихановым.

Особую роль в культурной и общественной жизни киргизов играли акыны. Знаменитый акын Калыгул (1785-1855 гг.) стал основоположником заманизма в киргизской поэзии - философского течения, получившего известность и в казахской поэзии, и в поэзии других соседних народов. Его талантливый последователь Арстанбек (1824-1878 гг.) был не только акыном-импровизатором, но и акыном-письменником, одним из основоположников киргизской письменной литературы. Его произведение "Зар-заман" ("Тар-заман") является как бы гимном ушедшим в прошлое "золотым" временам. Противоречивы и неоднозначны оценки творчества заманистов, представителем которого был также и Молдо Кылыч (1866-1917 гг.).

Появились у киргизов и свои историки. "Санаты" (поучительные четверостишия) Молдо Нияза (1820-1890 гг.) имели не только нравоучительную и лирическую направленность, но и несли историческое содержание. В 1913 и 1914 гг. в Уфе и Казани вышли две книги первого киргизского историка Осмоналы Сыдыкова (1877-1940 гг.) - "Тарых-и киргиз Шадма-ния" ("история киргизского раздолья") и "Мухтаср тарых-и кыргыз-ийа" ("Краткая история киргизов"), основанные на генеалогических преданиях - санжыре. В эти же годы расцвело творчество первых киргизских акынов-гуманистов - Токтогула Сатылганова (1864-1933 гг.), бежавшего из сибирской ссылки и вернувшегося на родину в Кетмень-Тюбе, и его современника Тоголока Молдо (1860-1942 гг.). Тоголок владел письмом и наряду с импровизированными устными стихами оставил стихи в собственной записи. Оба акына обличали социальную несправедливость и баев-мироедов.

В целом же киргизский народ до революции на 98% оставался безграмотным, и даже те немногие произведения, которые писались или были опубликованы, оставались недоступными для народных масс. После присоединения к России возникают русско-туземные школы, в 1888 г. открывается в Караколе первая сельскохозяйственная школа, в которую было принято 11 киргизских детей. В 1890 г. такая же школа появилась в Пишпеке. Позже в Пишпеке стали функционировать мужская гимназия, а в Пржевальске и Пишпеке - женские прогимназии. Через овладение грамотой, в том числе русской, киргизский народ получил реальную возможность приобщиться как к передовой русской, так и к мировой культуре. И в этом одно из главных влияний и прогрессивных последствий присоединения Киргизстана к России.

Начало просвещения, появление литературы и газет, ссылка в Семиречье русских революционеров ведут к возникновению и в этой отдаленной окраине Российской империи общественного движения. Агитаторы донесли до жителей Киргизстана труды и идеи Маркса, Энгельса, Ленина, здесь появляются подпольные кружки (в Пишпеке в 1905 г.) и революционные издания и листовки. Активным распространителем литературы в Пишпеке и Пржевальске был Виктор Лойцнер, арестованный и осужденный в 1904 г. в Олонецкую ссылку. Появились профессиональные революционеры из числа коренного населения: первым из них был большевик-подпольщик, участник революции 1905-1907 гг. Табалды Жукеев (псевдоним - А.А. Пудовкин).

Кровавые события 9 января 1905 г. всколыхнули и Киргизстан. Летом 1905 г. против гнета промышленников выступили горняки Кызыл-Кия. Осенью, в ноябре почтово-телеграфные работники примкнули к общетуркестанской стачке связистов. Начались выступления переселенцев-крестьян. Трудовые слои киргизского дехканства в период первой российской революции выступили против колониальной администрации и одновременно против собственных баев и манапов. Это вызвало ответную реакцию киргизской феодальной знати: она состыковывалась с колониальной администрацией и полностью поддержала политику царского правительства.

Начавшаяся первая мировая война усугубила тяжелое положение трудящихся в Киргизстане. В августе 1914г. забастовали шахтеры каменноугольных копей Сулюкты - наиболее активный отряд трудящихся Киргизстана. В мае 1915 г. в Пишпекском уезде начали забастовку рабочие буровых и изыскательных партий. Упорный характер носила забастовка на сулюктинских копях осенью 1916 г. Забастовкой руководили опытные рабочие во главе с шахтером-большевиком Д.Т. Декановым. Против войны выступали солдаты запаса Пишпека и Пржевальска, поддержанные крестьянами ближайших волостей.

В 1916 г. вспыхнуло крупное национально-освободительное восстание, охватившее почти всю Среднюю Азию, Казахстан и некоторые другие колониальные окраины. Его причину обусловили колониальный и феодально-байский гнет, резко усилившийся в период войны, а поводом послужил царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации мужского коренного населения на тыловые работы.

Начало восстанию, охватившему весь Киргизстан, положило выступление жителей Ходжента 4 июля 1916г. Повстанцы нападали на волостных управителей и аильных старшин, составлявших списки привлекаемых к тыловым работам. Повстанческие отряды вооружались и нападали на города и села, где сосредоточивалась колониальная администрация, что приводило к вооруженному столкновению с русским населением. Лозунги "газавата" со стороны духовенства и жестокость царских карательных отрядов привели к большим жертвам как со стороны киргизского повстанческого населения, так и со стороны переселенцев.

Организованные отряды семиреченского казачества и регулярной армии жестоко подавили восстание. Тысячи киргизов насильственно были вывезены на тыловые работы в Центральную Россию и прифронтовую зону. Тысячи непокорившихся повстанцев были убиты или казнены, десятки тысяч киргизов, боясь расправы, бежали через заснеженные горы в Китай, устилая замерзшими трупами путь на чужбину, где попадали в еще большую кабалу. Почти наполовину опустели волости Северного Киргизстана.

Весть о февральской революции 1917г. уже в марте достигла Киргизстана. Успешно стали создаваться общественно-политические организации. В марте образовался Совет рабочих депутатов Сулюктинского рудника, председателем которого был избран большевик Д.Т. Деканов. 6-7 марта в Пишпеке организуется Совет солдатских депутатов, вскоре объединившийся с Советом депутатов рабочих и ремесленников, который возглавили большевик А.И. Иваницын, рабочий И.С. Меркун, военнослужащий СИ. Швец-Базарный. Несколько позже возникли Советы в Нарыне и Пржевальске. Появляются национальные революционно-демократические организации - в мае союз "Букара", затем союзы трудящихся мусульман. Союз "Букара" возглавил киргизский студент, учившийся в Киевском и Казанском университетах, к этому времени возвратившийся в Пишпек - К. Сарыкулаков.

Продолжавшаяся первая мировая война, которую поддерживало Временное правительство, отрицательно сказывалась как в целом на экономике Киргизстана, так и особенно на экономическом положении трудящихся. Это привело к росту революционных выступлений, утрате доверия местным представителям - комиссарам Временного правительства, усилению влияния эсеров и большевиков на трудящиеся массы.

В составе СССР

.

25 октября (7 ноября) 1917 г. большевики Петрограда по главе с В.И. Лениным совершили переворот, вошедший в историю как Великая Октябрьская социалистическая революция. Была установлена диктатура пролетариата в форме власти Советов. В тот же день открылся II Всероссийский съезд Советов. В его работе принимали участие и делегаты Туркестанского края, в том числе сулюктинский шахтер большевик Д. Деканов.

В ноябре 1917 г. сулюктинские шахтеры первыми в Киргизстане объявили об установлении Советской власти на руднике. За ними последовали труженики Кызыл-Кия, Оша и Таласской долины.

В ноябре-декабре 1917 г. в Пишпеке почти ежедневно возникали многолюдные митинги голодных и обездоленных людей. 1 января 1918 г. на мирном митинге в Пишпеке состоялись выборы нового председателя Совета, которым становится большевик Г.И. Швец-Базарный. Организуется здесь же и первая национальная группа большевиков в Киргизстане, которой руководит X. Хасанов.

К лету 1918 года без кровопролития на всей территории Киргизстана устанавливается советская власть. Организационно оформляется большевистская партия Киргизстана.

Деятельность советской власти в Киргизстане, как и во всей Советской России, началась с разрушения старого и создания нового государственного аппарата. В марте-июне 1918 г. упраздняются уездные участковые комиссариаты, земельные комитеты, городские думы, еще раньше -переселенческие управления, сыгравшие незавидную роль в земельной политике. Создаются новые и обновляются в результате прихода в них большевистски настроенных людей ранее созданные Советы.
Для борьбы с контрреволюцией создается Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК). На местах ее представляют революционные трибуналы. Для вооруженной защиты советской власти комплектуются отряды Красной Гвардии.

Несмотря на мирный процесс установления советской власти в Киргизстане, новый строй встречает сопротивление, вскоре переросшее в острую вооруженную борьбу. Самой значительной антисоветской силой в Туркестане явилось так называемое "басмачество" ("басмак" - букв, "совершать набег"). Вспыхивает ряд кулацко-эсеровских мятежей, в том числе известный Беловодский мятеж (декабрь 1918г).

Для борьбы с басмачеством и контрреволюцией мобилизируются красноармейские части под руководством большевиков. Создается 1-й Пишпекский полк под командованием Я. Логвиненко. В августе 1919 г. организуется Туркестанский фронт и все воинские части подчиняются его командующему - большевику, уроженцу Пишпека MB. Фрунзе. Для дальнейшего партийного и государственного контроля ЦК РКП(б) направляет в Туркестан комиссию с диктаторскими полномочиями.

Перегруппировка большевистских сил происходила в момент ослабления басмаческого движения. Дыйкане устали от войны, их материальные ресурсы были исчерпаны, и они не могли больше содержать отряды курбашей, среди которых началась междоусобная борьба. 1920 год стал годом заката басмачества.

В обеспечении фронта и населения хотя бы минимумом необходимого в годы гражданской войны важную роль сыграла продовольственная политика Советского государства. В Киргизстане, как и во всей стране, была введена хлебная монополия и твердые цены на хлеб. Уездные и волостные ревкомы и сельские Советы устанавливали продразверстку - объем сдачи зерна, мяса и фуража по каждому селу, деревне, кыштаку и аилу.

В те же годы начали проводиться в жизнь мероприятия, направленные на организацию крупных коллективных хозяйств путем создания обществ и товариществ по обработке земли, коммун и артелей. Первым коллективным хозяйством в Киргизстане стала коммуна "Новая эра", созданная в мае 1918 г. В том же году организуется коммуна "Заря", а в марте 1919г. - коммуны им. К. Маркса и им. Ленина. В последующем коммуны и артели образовывались и в других местах Киргизстана.

С окончанием гражданской войны политика "военного коммунизма" изжила себя. Массы крестьян выражали недовольство продовольственной разверсткой, изъятием излишков хлеба и других продуктов, запретом свободной торговли, нехваткой промышленных товаров. Необходимо было заменить продразверстку продовольственным налогом, о размерах которого крестьянин знал бы заранее.

Вот почему X съезд партии в марте 1921 г. принял решение заменить продразверстку продналогом, перейти к новой экономической политике (НЭПу), направленной на укрепление экономики в целом. Крестьянам разрешили сдавать и брать в аренду землю, нанимать работников, выбирать любую форму землепользования. Поощрялось развитие кооперации - сельскохозяйственной, кредитной, потребительской, которая являлась важным средством экономической смычки города и деревни.

В промышленности отменялись трудовая повинность и трудовые мобилизации, уравнительная оплата была заменена зарплатой, которая зависела от количества и качества произведенной продукции. У рабочих появилась заинтересованность в росте производительности труда, повышении квалификации. Новая экономическая политика подразумевала всемерное развитие демократии, повышение инициативы масс.

Важным шагом на пути возрождения киргизского крестьянства стала земельно-водная реформа. Она началась в 1921 г. с ликвидации переселенческих выселок, с конфискации имущества кулаков. В том же 1921 г. киргизская беднота организовала собственный союз "Кошчи", призванный защищать интересы дыйканства.

Реформа дала возможность обеспечить землей и водой 5970 бедняцких хозяйств и 11 тыс. хозяйств кочевников и полукочевников. В 1923-1924 гг. было землеустроено еще 59824 хозяйств на площади 1,5 млн. десятин. В дальнейшем, в 1925-1927 гг., еще 125688 хозяйств получили 3,5 млн. десятин земли. На юге Киргизстана реформа завершилась в 1927-1928 гг. В результате здесь получили землю 18600 хозяйств, размер землепользования каждого из них увеличился в среднем в 5 раз.

Трудно шел процесс восстановления киргизской государственности. В течение первых семи лет советской власти киргизский народ оставался раздробленным по областям и уездам Туркестанской АССР, где зачастую игнорировались культурно-этнические интересы национального меньшинства. В определенной степени шла ассимиляция киргизов.

Впервые вопрос об образовании самостоятельной административной области киргизов поднимается в 1921 г, что стало возможным после принятия X съездом РКП(б) решений об оказании помощи трудовым массам "невеликорусских народов" в развитии и укреплении "советской государственности в формах, соответствующих национально-бытовым условиям этих народов".

В марте 1922 г. Секретариат ЦК КП(б) Туркестана принимает решение о создании Кара-Киргизской горной автономной области, в составе которой были Пишпекский, Пржевальский, Нарынский уезды и горный участок Аулие-Атинского (Таласский район) уезда. Вопрос о горной части Ферганской области, населенной киргизами, оставался открытым. Решение его затянулось еще на два года. Только в 1924 г. принимается решение о национально-государственном размежевании Туркестанской АССР. 14 октября II сессия ВЦИК Советов рассматривает соответствующее решение и в составе РСФСР образуется Кара-Киргизская автономная область. 27-30 марта 1925 г. состоялся I Учредительный съезд Советов КАО. Он образовал органы государственного управления и законодательно закрепил существование киргизской государственности на советских началах.

1 февраля 1926 г. КАО преобразовывается в Киргизскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. 3 апреля 1929 г. II съезд Советов Киргизской АССР принял первую Конституцию республики. В 1936 г. Киргизская АССР была преобразована в союзную республику.

Одним из прогрессивных направлений деятельности советской власти с первых лет ее установления была работа по повышению уровня грамотности населения, развитию народного образования. Однако гражданская война и восстановление народного хозяйства на долгое время отвлекли внимание от этих проблем.

В 1923-1924 гг. на территории Киргизстана было всего 225 школ с 17 тыс. учащихся. Положение резко изменилось с образованием КАО. К концу 1924/25 учебного года школ было уже 433, а учащихся - 92,5 тыс. Все школы были переведены на государственный или местный бюджет.

Принимались энергичные меры по укреплению учебно-материальной базы школ. С целью совершенствования процесса народного образования была создана научная комиссия, в которую вошли и активно работали И. Арабаев, К. Тыныстынов, X. Карасаев и другие.

В октябре 1924 г. увидела свет первая киргизская газета - "Эркин Too", с которой и связывают официальное введение киргизской национальной письменности. В 1925 г. в Москве выходит книга стихов Касыма Тыныстанова. В нее вошли 12 стихотворений на казахском и 21 стихотворение на киргизском языке. Это было время, когда рождалась киргизская профессиональная литература. И у истоков ее стояли С. Карачев, К. Тыныс-танов, А. Токомбаев, М. Элебаев и др.

С течением времени, в 1927 г., чтобы "приблизить" обучение к европейскому, киргизская письменность переводится с арабской графики на латинскую, а еще через 10 лет начинается перевод ее на новый алфавит на основе русской графики (кириллицы). Во всех этих реформах самое непосредственное участие принимал выдающийся киргизский ученый-лингвист Касым Тыныстанов (безвинно репрессированный в 1937 г. и расстрелянный в 1938 г.). вместе с ним активно работали И. Арабаев, X. Карасаев, Е.Д. Поливанов и К.К. Юдахин (К.К. Юдахин-русский ученый-тюрколог - является автором первого фундаментального "Киргизско-русского словаря", изданного в 1940 г.). Эти же ученые стояли у истоков высшего образования в Киргизстане. Первым вузом, открытым в республике, был педагогический институт (1932 г.), а первым в истории профессором-киргизом вскоре стал К. Тыныстанов.

Развиваются наука и культура киргизского народа. Появляются первые профессиональные театры, новые для киргизов виды искусства - живопись, скульптура, балет, опера и т.д. Через переводы на русский язык на мировую арену выходит киргизская литература. Своеобразным смотром достижений национальной культуры явилась первая Декада литературы и искусства Киргизской ССР в Москве, которая состоялась а 1939г.

На всем этом фоне действительных достижений в экономике (земельно-водная реформа, оседание кочевников, индустриализация) и культуре (ликвидация неграмотности, развитие литературы и новых форм искусства) во всей стране, в том числе и в Киргизстане, идет процесс репрессирования инакомыслящих, утверждается жесткий тоталитарный режим во главе с диктатором Сталиным. ВКП(б) становится безгранично правящей партией. Тысячи людей безвинно осуждаются на смертную казнь, каторгу, ссылку. Уничтожен цвет национальной интеллигенции. В республике, как и в целом в стране, воцарилась атмосфера страха.

Такой была политическая и моральная обстановка, когда фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз.

Киргизстан был далеко от театра военных действий, но народ его воспринял войну так, как будто фашисты вторглись в Чуйскую или Ферганскую долину, осадили города Фрунзе и Ош. Поразительно, что народ, не пожелавший отдать на войну с той же Германией в 1916 г. ни одного человека даже на тыловые работы и поднявший в связи с этим восстание, в 1941-1945 гг. в действующую армию отправил лучших своих сыновей и дочерей. На фронтах Великой Отечественной войны в боях участвовало более 360 тыс. киргизстанцев. И воевали они достойно. Первым киргизстанцем, удостоенным высокого звания Героя Советского Союза стал Н.М. Дмитриев. При обороне Москвы насмерть стояла 316-я стрелковая дивизия, сформ ирован-ная в Киргизстане. Командовал дивизией бывший военком республики генерал-майор И.В. Панфилов. Дивизия навечно вошла в историю как Панфиловская. Примеров героизма киргизстанцев немало. Но приведем только один из боевых эпизодов боев под Москвой. На прорыв обороны у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 г. гитлеровцы бросили 50 танков. Оборону держали 28 панфиловцев. Они погибли, но не пропустили врага. Всем им посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Среди них были пять уроженцев Киргизстана: Д. Шопоков, Н. Ананьев. Г. Конкин, Г.Шемякин, И. Москаленко. В боях за Москву погиб и генерал-майор И.В. Панфилов. Дивизия, названная именем Панфилова, получила звание Гвардейской.

Наши земляки-киргизстанцы на фронте не щадили врага, не жалели ради победы собственной жизни, вступая в смертельные схватки с превосходящими его силами, закрывали своим телом амбразуру пулеметов, бросались с гранатами под танки, горели в истребителях и штурмовиках, тонули в подводных лодках, стремясь как можно больше уничтожить фашистов.

Во время одного из сражений, 6 августа 1942 г., бессмертный подвиг совершил киргизский юноша из Таласской долины Чолпонбай Тулебердиев. Он скрытно подобрался к доту, который вел шквальный пулеметный огонь, не давая возможности советским войскам переправиться через реку Дон. Чолпонбай бросил несколько гранат, но пулемет не умолкал. Тогда уже раненный потомок Манаса, собрав последние силы, поднялся во весь рост и закрыл своим телом амбразуру дота. Пулемет захлебнулся, а товарищи Чолпонбая поднялись в атаку и выполнили приказ.

Приведем еще один пример: сержант Дайр Асанов (ныне генерал) в одном из сражений в январе 1943 г. прямой наводкой из 45 мм пушки подбил 8 танков, 6 бронемашин и уничтожил до 40 солдат противника. За свой подвиг он был награжден Золотой Звездой, ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Вторая мировая война была самой кровавой в истории человечества. 27 миллионов советских людей погибло в этой войне. Не вернулись с полей битвы и тысячи киргизстанцев. За мужество и героизм, проявленные в боях с врагами, 73 киргизстанца удостоены высшей награды - Золотой Звезды и звания Героя Советского Союза. 21 стал кавалером ордена Славы трех степеней, более 100 тысяч награждены боевыми орденами и медалями.

В годы Великой Отечественной войны Киргизстан стал одним из опорных военно-хозяйственных пунктов страны. Сюда с Украины и из России было эвакуировано более 30 заводов и фабрик, среди которых были и оборонные, производившие вооружение. Для оборонной промышленности требовалось местное сырье, и поэтому усилия направляются на введение и эксплуатацию комбинатов по добыче и выплавке сурьмы, ртути, свинца (Кадамжай, Хайдаркан, Актюз).
В эти тяжелые годы вся экономика Киргизстана работала на нужды фронта. В целом шел подъем промышленного производства в республике.

Резко отрицательно сказалась война на сельском хозяйстве. На фронт ушли основные работники - трудоспособные мужчины-колхозники. Большое количество тракторов, автомашин и лошадей было взято для нужд армии. В хозяйствах оставалась изношенная и нуждавшаяся в серьезном ремонте техника, не поступали запасные части, резко сократилась поставка горюче-смазочных материалов.
В этих тяжелейших условиях крестьянство Киргизстана увеличило по сравнению с довоенным периодом сдачу государству зерна, картофеля, овощей, мяса, шерсти на 10-60%. За свой изнурительный труд колхозники получали символическую плату, а зачастую не получали ничего. Но люди не роптали. Далекие от идеологических фантазий, стиснув зубы и затянув пояса, работали день и ночь ради победы. И отдавали свои личные сбережения, последние ценности, облигации госзаймов, веря, что приближают этим разгром вр ага и, следовательно, скорейшее возвращение мужа, сына, брата, любимого...

И в тылу киргизстанцы в эти годы совершали трудовые подвиги. Так, чтобы увеличить производство продовольствия, необходимо было решить задачи ирригации - дать воду на поля. И в 1941 г. начинается строительство-Большого Чуйского канала.

В тяжелейших военных условиях республика становится местом, куда как в глубокий тыл переводятся многие госпитали. Здесь проходят лечение тысячи раненых. И вновь возвращаются в строй. Выхаживать защитников помогала вся республика, отдавая им из своего минимума лекарства, продовольствие и главное - человеческое тепло и заботу.

На базе эвакуированных из Москвы и Ленинграда научных учреждений в Киргизстане в 1943 г. организуется Киргизский филиал Академии наук СССР. Первым его председателем назначается выдающийся ученый-гельминтолог академик К.И. Скрябин. В республике разворачиваются научные исследования, разведываются столь необходимые в это время полезные ископаемые, начинается их добыча.

В 1945 г. закончилась кровопролитная война. Предстояло восстанавливать разрушенное народное хозяйство. Республика, как и вся страна, испытывала громадные экономические трудности. Особенно тяжелым было положение в сельском хозяйстве. Повсюду катастрофически не хватало кадров. И все же за сравнительно короткий срок Киргизстан добился заметных успехов. В 1946 г. промышленные предприятия Киргизстана полностью перешли на выпуск мирной продукции. Ее количество в 1950 г. по сравнению с довоенным уровнем увеличилось более чем в два раза. Изменилась ситуация и в сельском хозяйстве. Так, в 1948 г. поголовье скота в колхозах, совхозах, да и в личном владении, заметно возросло по сравнению с довоенным периодом.

В середине 50-х годов появилась надежда на то, что тоталитарное государство, созданное злым гением Сталина, может трансформироваться в правовое, демократическое. XX съезд КПСС (1956 г.) явился отправным пунктом короткой по времени и чрезвычайно противоречивой по содержанию "хрущевской оттепели". На съезде был разоблачен культ личности Сталина, были предприняты некоторые реальные шаги к коллективному руководству партией и страной, заложены основы последующих государственных и экономических преобразований, начата реабилитация пострадавших от репрессий.

Однако реформы, предпринятые Н.С. Хрущевым и его ближайшим окружением, с самого начала были обречены: реформаторы опирались не на мировой опыт политического и экономического развития, а на постоянно укреплявшую свои позиции командно-административную систему в условиях господства коммунистической идеологии.

Попытки руководства Киргизской ССР всерьез реализовать свои права в рамках реформы наткнулись на жесткое неприятие центральных органов власти. Всего через два года после начала хрущевских преобразований Пленум ЦК КПСС (июнь 1959 г.) подверг критике и осуждению руководителей Киргизстана, Латвии, Узбекистана и Казахстана, за "местничество и нарушения государственной дисциплины". По тем временам это были очень серьезные обвинения. Такие авторитетные и компетентные руководители республики, как первый секретарь ЦК Компартии Киргизии И. Раззаков и председатель Совета Министров К. Дикамбаев, были сняты со своих постов.

В феврале 1963 г. создается Среднеазиатский совет народного хозяйства, в функции которого входило руководство экономикой Киргизстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, что, понятно, сводило на нет экономическую самостоятельность каждой республики.

В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был отстранен от власти. Начался процесс восстановления командно-административных методов руководства. Территориальный принцип управления народным хозяйством объявляется малоэффективным, совнархозы упраздняются и в сентябре 1965 г. страна возвращается к прежнему централизованному отраслевому принципу.

Программа, принятая на XXII съезде КПСС, ориентировала советский народ на построение материально-технических основ коммунизма к 80-м годам. Но время показало, что цель эта вообще не могла быть достигнута. Завышенные плановые задания порождали очковтирательство, создавалась иллюзия благополучия практического решения теоретических предначертаний партии как единственной руководящей силы. Постепенно советское общество подошло к критическому рубежу. Научно-техническая революция в ведущих странах предъявляла новые требования не только к уровню производства, но и к самому управлению. Возникли противоречия между требованиями жизни и содержанием программ партии, которая брала на себя несвойственные функции, подменяла хозяйственные органы.

Сложившиеся в 60-х - середине 80-х годов формы хозяйствования, обеспечивая определенный рост экономики, все более сдерживали темпы развития, вели к застою. Развитие промышленности шло по экстенсивному, нерациональному пути и лишь энергетика получила мощный импульс развития.

В эти годы в республике строится каскад ГЭС на р. Нарын. Уже одна Токтогульская ГЭС обеспечивала регион не только дешевой энергией, но и гарантировала полив посевов хлопчатника в Узбекистане. Электроэнергия Киргизстана поступает на предприятия Ферганы, Андижана, Джамбула, Чимкента и Алматы.

Несмотря на застойные явления, в экономике и культуре происходит определенное развитие. В 1954 г. на базе Киргизского филиала АН СССР создается Академия наук Киргизской ССР. Ее первым президентом избирается киргизский ученый-хирург академик И.К. Ахунбаев. Расширяется сеть научно-исследовательских институтов, растет число докторов и кандидатов наук.

Несколько ранее, в 1951 г., на базе пединститута организуется Киргизский государственный университет, возникают другие вузы - мединститут, сельскохозяйственный, физкультурный институты и др.

На мировую арену выходит киргизская художественная литература. Массовым тиражом издаются произведения одного из основоположников киргизской советской литературы академика поэта Аалы Токомбаева, ему присваивается звание Героя Социалистического Труда. Другой писатель - Тугельбай Сыдыкбеков, первым из киргизских писателей ставший лауреатом Государственной премии СССР, создает свои лучшие романы о жизни киргизских труженников села. В начале 60-х годов молодой Чингиз Айтматов публикует повесть "Джамиля". Она сразу же привлекает внимание, переводится на многие языки, открывая неизвестный Киргизстан интеллектуальному миру.

В 1958 г. в Москве прошла вторая Декада литературы и искусства Киргизстана. Позднее в республике регулярно организуется проведение театрализованных фестивалей "Весна Ала-Тоо", в которых участвуют звезды советских театров оперы и балета, кино и эстрады.

Развиваются и получают мировое признание изобразительное искусство и скульптура. После войны русский художник С. Чуйков создает свою картину - символ молодой горной республики - "Дочь Советской Киргизии". И сегодня ее можно увидеть в Третьяковской галерее. Киргизский художник Гапар Айтиев пишет серию полотен, посвященных природе и людям труда Киргизстана. В последующие годы всеобщее признание получает творчество скульптора Тургунбая Садыкова. Им созданы монументальная галерея сказителей-манасчи и удивительный памятник самому Манасу, ансамбль "Борцам революции". В столице республики Бишкеке по инициативе Т. Садыкова в Дубовом парке создан единственный в Центральной Азии музей скульптур под открытым небом, где представлены работы ваятелей почти всех стран СНГ.

Совершает настоящий взлет и получает признание на мировых кинофестивалях киргизское кино. Режиссеры Толомуш Океев, Болот Шамшиев и другие становятся лауреатами престижных кинофестивалей. Талантливый киргизский художник и актер Суйменкул Чокморов создал серию незабываемых образов не только в кино, но и на живописных полотнах. Звездой балетного искусства мирового класса стала удивительная Бюбюсара Бейшеналиева- народная артистка СССР. Вошел в зенит славы киргизский бас-Болот Минжилкиев. Можно сказать, именно в 50-70-е годы киргизское искусство и литература заняли свое достойное место в мировой культуре. В конце 70-х - начале 80-х годов под влиянием объективных и субъективных причин стремительно нарастали застойные явления. Дорожала жизнь, а вместе с этим росла нестабильность в обществе. Стало предельно ясно: нужны коренная ломка, перестройка всего механизма экономики и политической системы.

Пленум ЦК КПСС в апреле 1985 г. взял курс на перестройку деятельности идеологических институтов, углубление демократии, решительное преодоление застойных явлений. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев.

Партийные органы Киргизстана решительно поддержали курс на перестройку, начатую сверху. Был избран ряд приоритетных направлений: оздоровление политической и нравственной атмосферы, развитие демократии и гласности во всех сферах жизни, коренное улучшение работы с кадрами, преодоление застоя в экономике, ускоренное решение социальных проблем, укрепление законности и правопорядка, проведение реформы народного образования и т.д.

26 марта 1989 г. впервые в истории советского государства прошли свободные, демократические выборы народных депутатов в парламент СССР, а затем в парламент республики. В политической жизни начали происходить значительные изменения: Коммунистическая партия утрачивает идеологическую монополию, заметную роль в перестройке начинает играть "Демократическое движение Киргизстана".

"Краткий курс истории" Авторы: Воропаева В.А., Джунушалиев Д.Д., Харченко Г.В

↑ Вверх ↑


Сайт создан в системе uCoz