sovietlife
Назад


Казахи.


Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по занимаемой территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Письменные источники в Казахстане: надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения древних писателей, ученых, путешественников, освещающие отдельные стороны истории древних племен казахских степей. Сюда же относятся военные или мирные договоры, дипломатические протоколы, путевые записи, дневники, прошения чиновников различных сторон, посетивших Казахстан. Их можно условно разделить на несколько групп.
В первую группу входят письменные сообщения античных авторов. В трудах древнегреческого историка Иродота и географа Страбона, историка Менандра Протектора, римского историка Аммиака Марцелпина, византийского историка Полиона мы встречаем некоторые сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана в глубокой древности.
Много полезной информации по истории древнего Казахстана содержится в Китайских династийных хрониках. Китайские историки с интересом следили за событиями в Казахстанских степях, и скурпулезно записывали их. В китайских архивах обнаружены рукописи Бухар-Жырау Калкаманулы, по этим материалам в 1992 г. историками казахского этноса из КНР написана книга “Древняя история казахов”. Следующую группу составляют ирано-язычные писатели и поэты. В своде книг зороастрийской религии древних иранцев – Авесте, высеченной на Бехистунской скале, встречаются отдельные эпизоды из жизни казахстанских племен I тысячелетия до н.э.
Богатым и ярким письменным источником по истории кипчако-кимакских племен является русские летописи. Такие произведения, как “Слово о полку Игореве”, “Ипатьевская летопись”, “Сибирская летопись” и др. насыщены сведениями о жизни тюркских племен, обитавших в “половецкой степи”, т.е. на территории от Дуная до Алтая.
Важнейшую группу источников составляют древне-тюркские. В памятниках, написанных на орхоно-енисейском алфавите, посвященным легендарным личностям древних тюрок – Кюль Тегин, Билге Каган, Тонью Кок – освещаются фрагменты из истории правителей раннего средневековья

От неолита к Золотой орде


Казахи имеют длительную и сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов прослеживаются у племен эпохи неолита. Следы стоянок найдены при археологических раскопках в долине реки Бухтармы на востоке Казахстана. В это время уже появляются скотоводство и земледелие, люди изобретают лук и стрелы, намного облегчившие охоту на диких животных. В эпоху бронзы население Казахстана занималось не только скотоводством, но и добычей руды и плавкой металла. В конце бронзового века в первом тысячелетии до н.э., древнейшее населения Казахстана уже переходит к кочевому скотоводству. Об этом свидетельствуют каменные фигурки животных - койтастар - найденные в различных областях республики.
В число предков казахов входили племена саков - массагетов, огузов, аланов, сарматов, кипчаков, обитавших на территории современного Казахстана и Средней Азии.

В III веке до н.э. - II веке н.э. на юге Казахстана возникло государственное образование Уйсун, на юго-западе жили племена, входившие в государство Канглы. В первых веках н.э. на запад от Аральского моря жили сарматы, также оказавшие влияние на этногенез казахов. В VI-VII веках племена, населявшие юго-восточную часть Казахстана находились под властью Тюркского каганата. В это же время на территории Казахстана поселились племена, пришедшие с востока (тюргеши, теле, карлуки и др.). В дальнейшем в разных районах Казахстана появились кратковременные объединения раннефеодального типа, в которые входили местные кочевые, а отчасти и оседлые тюркоязычные племена.
Этническому сплочению местных племен способствовало возникновение государства Караханидов в X-XIII веках. В начале XII века территория Казахстана подверглась вторжению киданей (каракитаев). Они смешались впоследствии с коренным тюркоязычным населением. В начале XIII века с территории Монголии и Алтая проникли остатки тюркоязычных племен найманов и керей (кереитов), разгромленных полчищами Чингисхана. Уже в те далекие времена по южной части Казахстана проходил важный караванный торговый путь, связавший Среднюю Азию и через нее Византию с Китаем. В истории он известен под названием «великого шелкового пути», так как здесь одним из главных предметов торговли были высшие сорта шелковой ткани. Не менее важное значение приобрели и другие дороги, на путях которых стали появляться торгово-ремесленные города, караван-сараи и другие поселения. Магистраль «шелкового пути» пролегла через Хазарский каганат,первое феодальное государство Юго-Восточной Европы, центром которого был город Итиль. «Итиль был большим городом, в котором деревянные дома стояли рядом с войлочными юртами и глинобитными постройками. В Хазарии мирно уживались разные религии. В Итиле мечеть с минаретом возвышались над царским дворцом, в городе были как мечети со школами для обучения Корану, так и христианские церкви, и еврейские синагоги. Судопроизводство в стране велось по языческому, христианскому, иудейскому и мусульманскому законам». Однако ни Хазарскому каганату, ни земледельческим районам Казахстана не суждено было долго расти и развиваться.

«Первое письменное упоминание о городе относится к 1254 году, когда его посетил посол французского короля Людовика IX Гильом Рубрук. В 1333 году в городе побывал арабский путешественник Ибн-Батута. Он застал огромных размеров город с широкими улицами, населенный разными народами: монголами, асами, кипчаками, черкесами, русскими и византийцами. Город считался крупным торговым и ремесленным центром. Дворцы и общественные здания строились из обожженного кирпича, дома рядовых жителей - из сырца и дерева» Еремеев Э.Р. Астрахань: история и современность. - Тем не менее Золотая Орда было непрочным государством. Ее ослабляли междоусобицы феодалов и освободительная борьба покоренных народов. В результате она вскоре распалась на отдельные племенные союзы. Важно отметить, что монгольское господство надолго, по крайней мере на два столетия, задержало экономическое и культурное развитие Казахстана, затормозив образование казахской народности. После распада Золотой Орды в середине XV века возникли два феодальных владения. Наиболее крупными из них были Нагайская Орда, занявшая степи в междуречье Урала и Волги, и Узбекское ханство, земли которого простирались от низовьев Сырдарьи и до Иртыша. Население этих ханств было тюркоязычным.

Во второй половине XV века образовались первые казахские ханства, а в начале XVI века завершилось формирование казахской народности, начавшееся еще задолго до монгольского нашествия и длившееся много столетий. В середине XVI века после распада Нагайской Орды в состав казахской народности влилась значительная часть ногайцев, прикочевавшая из-за Уралья. Кроме того, к казахам присоединились отдельные племена и роды из распавшегося Сибирского ханства Кучума и некоторые роды Восточного Семиречья, ранее подчиненные ханству под названием Моголистан. Термин «казах» с 30-х годов XVI века стал применяться ко всему населению, входившему ранее в Узбекское ханство, расположенных к востоку от него районов. Казахи в XVI-XVIII веках были известны под именем «казахов кайсацкой орды». Позднее их ошибочно назвали «киргиз-кайсаками», «киргиз-казахами», «киргизами», перенося на них само название соседнего народа - собственно киргизов. Последнее наименование сохранялось в литературе и в документах до 1925 года.
Заметное влияние на формирование казахской народности оказала кипчакская культура. В XIV веке уже все золотоордынские ханские указы (ярлыки) пишутся на кипчакском языке. Кипчаки - одни из предков казахов.
Особенно усиливается влияние кипчаков после распада Золотой Орды. В это же время постепенно происходит ассимиляция народов, отдельных родов: киргизских (казахских), татарских, нагайских, карагашских, которые часто враждовали между собой. Потом «они смешались и породнились, и земля одержала верх над природными и расовым качествами их, и все они стали точно кипчаки, как будто они одного рода, оттого, что монголы поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их» - так писал в XIV веке Аль-Омар.

Племена и рода. Шежире Младшего жуза


Все древнейшие племена, составившие этническую основу казахской народности, по расовому признаку принадлежали к одному так называемому южно-сибирскому монголоидному типу, говорили на взаимопонятных диалектах тюркского языка и имели одинаковый тип хозяйства - кочевое скотоводство. Однако все эти племена занимали обособившиеся друг от друга территории. Племена, кочевавшие на юге и юго-востоке современного Казахстана, получили название Старшего жуза; те, которые населяли среднюю часть Казахстана - назывались Средним жузом; племена же, обитавшие в западной части Казахстана именовались Младшим жузом.

Эти жузы представляли собой союзы родственных племен. Слово «жуз» переводится как «сотня», т.е. в каждом жузе примерно по сотне родов. Роды объединялись в родоплеменные объединения тайпа. Племена объединялись для того, чтобы легче было отражать нашествие общих врагов и для нападения на соседние владения. Племенные союз жузов были важной ступенью в формировании казахской народности. Остановимся на истории крупных племен и родов, составляющих Младший жуз, к которому относятся казахи, проживающие в Астраханской области, также являющиеся выходцами Букеевской или Внутренней Орды. По устному преданию - Шежире Младший жуз пошел от потомков человека по имени Бекарыс.
Шежире - это история о происхождении племен и родов казахского народа. С начала и до середины XVIII века в Младшем жузе главенствовало племя Каракесек, а с конца XVIII века это племя ослабевает, теряет свое главенствующее положение, а вместо него выдвигается родовое объединение Алима. Этим и объясняется то, что главными бияши Младшего жуза выбирались только из рода Алима. Более малочисленные роды постоянно терпели со стороны крупных родов притеснения и унижения, особенно роды, входящие в состав «Жетыру». Поэтому, по совету Тауке-хана (1680 - 1718гг.) эти небольшие, не имеющие между собой никаких родственных связей роды, объединились в одно племя и называлось это родовое объединение, как было сказано, по числу родов «Жетыру» («Семь родов»).
Ученые считают, что семь родов, объединившиеся в одно племя, являются «осколками», т.е. частями крупных родов, по каким-то историческим обстоятельствам покинувшие свои родные места и влившиеся в состав Младшего жуза.
Это можно проследить на примере двух родов - Кердери и Жагалбайлы. Кердери - прямые потомки юечжей, разбитых и изгнанных из обжитых ими мест гуннами во главе со своим ханом Модэ во II веке до н.э. После того, как покинули родные места, они разделились на две части: одна небольшая часть осела недалеко от родных мест, а другая более крупная часть дошла до Бактрии и образовала здесь Кушанскую державу, охватившую юг Средней Азии, Афганистан, Северную Индию и ряд других районов.
Что касается рода Жагалбайлы, то существует такое предание. Когда распалась Золотая Орда, из нагайских земель два известных батыра Жагал и Байлы со своими подданными переселились на реку Жайык. И со временем их потомки называли себя именами двух предводителей - Жагал-Байлы. Согласно этому преданию род Жагалбайлы пришел из Ногайской Орды. Полагают, что остальные пять родов пришли сюда из Среднего жуза.
Интересна также история слова «бериш». Известный ученый С. Аманжалов писал, ссылаясь на труд арабского писателя аль-Айни, что египетские султаны Бейбарс (годы правления 1260 - 1279гг.) и Калаун (годы правления 1279 - 1290гг.) - выходцы «из кипчакского рода берж оглы». Слово «берж» у тобольских татар означает «крепкий», «твердый». Одним словом, крупное казахское племя «бериш» относится к древнейшим казахским племенам. По устному Шежире «бериш» - не племя, а имя человека, от которого родилось 12 детей.
Рода и племена Младшего жуза, в основном, состоят из кипчаков, а остальные - из огузов и ногайцев. Это можно объяснить на примере племени адайцев.

О происхождении адайцев существует много версий, из них более правдоподобной считается следующая. Адайцы - потомки древнейшего племени Дай, обитавшего на побережье Каспийского моря. Сначала дайцы входили в состав кангюйского государства, просуществовавшего с III века до н.э. до I века н.э. Затем входили в состав Каганата западных тюрков, захвативших этот регион. Во второй половине VIII века племена огузов перешли из Семиречья, где обитали, в район Сырдарьи. На новом месте огузы, достигнув своего расцвета, стали захватывать соседние племена, присоединив их к себе. В это время (Х век) дайцы и вошли в состав огузов. Во время прихода огузов дайцы обитали на полуострове Мангыстау. Однако огузы Мангыстау приняли за остров и его обитателей, называли «адаи». Остров на языке огузов - «ада», а житель «острова» приняли имя «адай». Когда в XI-XII веках огузы покинули эти места, остались адайцы и часть огузов на побережье Сырдарьи, занимавшаяся земледелием.

К огузам в Младшем жузе относятся рода кердери, адай, кете. В XIII веке, когда монголы захватили территорию Казахстана, адайцы были в составе Золотой Орды. Именно с этого времени они стаи общаться с кипчаками. После распада Золотой Орды адайцы были в составе Узбекского ханства, заем в составе Ногайской Орды. С образованием в XV веке казахского ханства адайцы полностью вошли в состав Младшего жуза.

В конце XIX века образовались новые роды: род султанов (торе), ходжинцев (кожа) и туленгитов. Род султанов образовался из дворянского сословия султанов. К 80-м годам XIX века султаны уже составляют особый род. Свое происхождение ведут от потомства Джучи, старшего сына Чингисхана.
Ходжинцы (кожа) образовали род намного ранее, чем султаны. Они тоже входили в особую группу - дворянство, составляющее с султанами «белую кость». Ходжинцы ведут свое происхождение от арабов - проповедников мусульманской веры в период проникновения ислама на территорию Казахстана. Туленгиты, как телохранители и слуги ханов и султанов, кочевали вместе с ними в степи и как род сформировались позже. Роды туре, кожа и туленгиты имеют общую родовую тамгу, похожую на ханскую.
Жузы управлялись ханами, и над ними был верховный хан, ранее называвшийся каганом, то есть ханом ханов, который управлял всем народом. например, таким был Касымхан (XVI век), о котором написано в разных источниках, что «он держал народ свой в строгом повиновении»
При верховном хане постоянно были три главных бия - от каждого жуза был представитель, без них не могло быть принято ни одно важное государственное решение. Существовал совет четырех во главе с верховным ханом. Бий - это судья, во главе каждого рода стоял такой бий, избираемый народом, и именно через них хан жуза руководил степными народами. Бий решал все вопросы жизни рода и был административным и военным руководителем.
В любой момент по призыву хана каждый род обязан был выставить вооруженный отряд для отпора врагу. Существовало специальное воинское сословие - батыры, которые в мирное время обучали молодежь военному делу, а во время войны возглавляли боевые отряды. Родовые объединения состояли из более мелких родов, те - из аулов. Аулы возглавляли аксакалы, решавшие все текущие вопросы аульной жизни. Особо важнейшие дела решались на общих собраниях аулы, а также на всеказахском курултае, собиравшимся раз в год в ставке верховного хана. Тут надо сказать, что с малых лет каждый мужчина носил оружие. Пришедший на собрание без оружия лишился права голоса, и даже младшие по чину и возрасту могли занять место выше его. Мало того, владели боевым оружием и женщины. В тех семьях, где родились только девочки, их обучали военному делу в обязательном порядке.

Дошедший до нашего времени обычай «Кыз куу» («Догони девушку»), когда жених обязан догнать на коне невесту и победить ее в состязании - это отголосок тех времен, когда женщины наравне с мужчинами защищали родную землю от захватчиков. В случае смерти мужа имеющая организаторские способности супруга становилась главой аула или рода, так как лишь она одна объединяла взрослых сыновей и родню.
Важно отметить, что среди всех мусульманских народов, отношение к женщине у казахов значительно лучше. Казашки никогда не закрывали лица, они не были порабощенными, в решении важных семейных вопросов их голос не был последним.
В степи не имелось тюрем - закон соблюдали строго. Сохранились в памяти народа слова о Касымхане: «Он народ свой держал в строгом повиновении!» Кстати, о его Конституции в степи осталось определение «Касымханным каска жалы» («Священный путь, проложенный великим Касымханом Еремеев Э.Р. Астрахань: история и современность.Астрахань: Издательство «Волга», 1999. - С. 15).
А также Конституция Тауке хана, называлась «Жети жоргы» («Семь установлений»). Согласно этим положениям, закон начинался с семьи - с установления авторитета родителей. За недостойное отношение к семье, родители имели право убить своего сына или дочь, и их за это не наказывали. Суд не имел права заставлять жену и детей давать показания против мужа и отца. За умышленное убийство следовала смертная казнь или выкуп 1000 овец. Род мог выкупить правонарушителя, но после этого его воспитывали так, что он никогда уже более не помышлял о повторении проступка. Сказавшего старшему плохое слово сажали на черную корову задом наперед и возили по аулу - каждый стегал его плетью. За супружескую неверность убивали - каждый член рода обязан был бросить в нарушителя камень. Благодаря уважению и соблюдению законов и сохранился казахский народ в течение тысячелетий.

Итак, в средние века в составе казахской народности сложились три крупные этнические группы (жузы), каждая из которых была связана друг с другом общим языком, культурой и традициями, интересами кочевого, полукочевого и оседлого хозяйства и обособлена территориально. Но время джунгарского нашествия на территорию этих жузов в XVII-XIX вв. значительные массы казахского кочевого и оседлого населения, спасаясь от захватчиков, начали движение в глубь Сибири и в Поволжье, где в это время Российское государство создало протяженную линию военных укреплений для защиты своих восточных и юго-восточных рубежей. И комендантам этих укреплений по решению российских царей разрешалось впускать казахских беженцев внутрь крепостей, а также кочевать под прикрытием русских военных гарнизонов на близлежащих землях. Помимо этого периода для казахов определяющими явились также миграционные потоки обусловленные сложной внешнеполитической обстановкой и военными кампаниями Китайского государства эпохи династии Цин, а также Кокандского и Хивинского ханств в XVIII-XIX вв., Первой и Второй мировыми войнами, строительством социалистического государства в 1920-1980-е гг. и другими событиями имеющими место быть в настоящий исторический период.

Казахский этнос сформировался в Центральной Азии в средние века с тремя формами организации хозяйства – кочевой, оседлой и полуоседлой. Центрально-азиатские народы и государства на протяжении многих веков претерпевали значительные изменения. Это относится и к казахам и к форме их государственной организации до и после присоединения к России. С присоединением казахских жузов к России, начавшегося в 1731 г. начались значительные миграционные перемещения казахов по территории Российского государства. Это было связано с участием казахов в торговле, строительстве городов, линий военных укреплений, проведением правительственных реформ в сфере управления новоприобретенными территориями. Административные реформы 1820-1890-хх гг. признали за казахами статус полноправных граждан Российской империи. Они имели документы для беспрепятственного передвижения по всей территории империи и паспорта для выезда за границу. В частности, этим правом широко пользовалось казахские предприниматели, ремесленники, купечество, духовенство и интеллигенция для осуществления торговых и деловых операций, поездок в Мекку, учебы в зарубежных учебных центрах и т.д.

Особо следует отметить участие казахов в Крестьянской войне 1773-1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачева, когда вместе с войсками повстанцев они сражались под Пензой, Казанью, Саратовом, Астраханью, собирались идти к Москве. Не менее известным было участие казахов в русской регулярной армии, казачьих подразделениях и партизанских отрядах в период Отечественной войны 1812 г. Они участвовали в сражениях под Бородино, Смоленском, Москвой, Борисовым, а также в Европе – под Глогау, Лейпцигом и Парижем. Казахи проявили известное мужество и стойкость, за что были награждены российскими орденами и медалями, именным серебряным и золотым оружием, были удостоины воинскими званиями и чинами. Казахи проявили себя и на строительстве оборонительных сооружений входе Первой мировой войны. Следует указать, что в этот период Средний жуз вошел в состав Сибирской губернии (затем - генерал-губернаторство), Младший жуз – Оренбургской губернии (затем - генерал-губернаторство), Букеевское ханство – в Астраханскую губернию, Старший жуз – в Туркестанскую область(затем - генерал-губернаторство). После 1917 г. развитие промышленности и сельского хозяйства, государственное и культурное строительство способствовало росту межэтнических контактов и миграционным потокам между населением республик СССР. Казахи также приняли участие в защите страны от агрессии нацистской Германии. Они мужественно сражались под Москвой, Ленинградом, Курском, Сталинградом, Минском, Киевом, Калининградом, Варшавой, Прагой и Берлином.96 казахов стали героями Советского Союза! После войны казахи вместе с другими народами СССР восстанавливали страну и ее экономику, разрушенные города и селения России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Литвы, Латвии и Эстонии.

Активное участие казахи приняли в освоении целинных земель России и Казахстана. В это время было заключено много межэтнических браков казахов с русскими, украинцами, белорусами и татарами. Общность исторических судеб народов СССР способствовала укреплению дружбы и единству между разными этносами страны (по данным переписи 1970 г. в СССР насчитывалось 5,299 млн.чел. казахов, включая 4,423 млн.чел. в Казахской ССР). Однако после распада СССР и образования независимых государств, часть государствообразующих народов России и Казахстана оказалась на территории других государств. Так более 1 миллиона казахов стало гражданами России, а более 4 миллионов русских – гражданами Казахстана.

↑ Вверх ↑


Сайт создан в системе uCoz